logo
АФК, пособие

2.2.1. Социализирующая функция

Стержневой проблемой специального образования аномальных детей является социализация – процесс социального развития личности ребенка, усвоения им определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве равноправного члена общества (Петровский А.В., 1987; Фельдштейн Д.И., 1994).

Для ребенка с отклонениями в развитии приобрести социальный опыт, стать личностью – значит, иметь перспективу устранения барьеров в образовании, культуре, физическом и интеллектуальном развитии, коммуникации, профессиональной подготовке.

Социализация – сложный системный процесс, имеющий различные стадии, периоды, этапы, фазы, развиваемый непрерывно и дискретно, дифференцированно и интегрированно, с тенденцией поступательного движения, необратимости, преемственности. Он имеет глубинное значение в системе различных наук, изучающих становление и развитие личности как общественного существа. Основой этого процесса является теоретическое положение о деятельностной сущности человека (Леонтьев А.Н., 1983; Выготский Л.С., 1982. Т. 2). При этом выделяют две формы деятельности: социально-общественную (освоение и познание окружающего мира) и индивидуально-самостоятельную (познание себя и самовоспитание).

Сложность проблемы во многом определяется социально-экономической структурой общества, зрелостью общественного сознания, профессионализмом и компетентностью специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность, условиями и требованиями образования на современном этапе его развития.

В этой ситуации важно определить место АФК и степень ее участия в процессе социализации личности аномального ребенка. Есть мнение, что двигательная активность и в особенности спорт, являются самыми эффективными средствами социализации личности и ребенка, и взрослого человека (Мартене Р., 1979).

По мнению многих авторов (Фельдштейн Д.И., 1994; Захаров А.И., 1996; Зеньковский В.В., 1996; Овчаренко С.А., 1997), первичной инстанцией, где зарождается социализация, является семья. Ребенок сознательно или бессознательно усваивает манеры поведения, установки, привычки в соответствии с критериями и ценностными представлениями родителей, братьев, сестер. В раннем дошкольном возрасте семья самым различным образом может способствовать (или препятствовать) физической активности ребенка. Здесь важно отметить, что передача различного рода сведений, познание окружающего мира, становление моторики, формирование духовного и эмоционально-психического развития осуществляются преимущественно через игру.

В последующие периоды жизни (младший, средний, старший школьный возраст) ключевые позиции социализации переносятся на учебную деятельность. Тем не менее игра по-прежнему останется инновационным потенциалом, неисчерпаемым источником, актуализирующим процесс формирования личности и его социализации (Майнберг Э., 1995).

Игра влечет к себе тем, что в ней реальное и воображаемое сближаются и сочетаются, незаметно переходя из одного в другое, при этом в душе ребенка доминируют чувства, эмоции и фантазия. Входя в ту или иную роль, ребенок вживается в разнообразные социальные образы, потому что в игре чаще всего изображается живое (человек, животное и т.п.), знакомится с многообразием социальной действительности; вступая в общение, он познает внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий, переживает радость победы и поражения. Сначала он подражает, затем «прозревает» и понимает, а в дальнейшем сам определяет свою роль, социально-психологические установки и ориентиры.

Есть концепция, объясняющая продолжительность детства, которое, как известно, у человека, в отличие от животных, составляет приблизительно треть жизни. В.В. Зеньковский еще в 1924 г. высказал гипотезу о том, что «игры нужны не только для психофизического созревания, они не менее (если не более) нужны для социально-психического созревания»1. Прежде чем войти в реальную жизнь, ребенок должен пройти фазу свободного своего проявления, чтобы оформиться, окрепнуть, приобрести независимость и социальный опыт. Детство, по мнению автора, определяется тем, что именно игре принадлежит основная роль в формировании физической, психической, социальной активности. Детство продолжается до наступления зрелости, расцвета сил и самостоятельности, при этом биологическая зрелость наступает намного раньше зрелости социальной.

Для детей-инвалидов игровой метод представляется наиболее целесообразным. Нарушение нормальных контактов, вызванных патологическим нарушениями, незрелость эмоциональной и волевой сферы, недостаточная самостоятельность, неумение преодолевать трудности и ориентироваться в жизненных ситуациях, нереализованная потребность в признании и самоутверждении – отчетливые признаки социально-психической дезадаптации (Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф., 1990; Забрамная С.Д., 1995 и др.).

Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, повышает самоотдачу, создает творческую атмосферу, способствует устранению замкнутости, застенчивости. Игра позволяет моделировать ролевые отношения, вступать во взаимодействие с партнерами, что необходимо для формирования навыков общения среди детей-инвалидов (Ян В.И. с соавт., 1989; Зарин А.П., Ложко Е.А., 1994; Загрядская О.В.,1997).

Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игровые композиции, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитационные игры и др. развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, улучшают качество звукопроговаривания, помогают освоению элементарных математических представлений и т.п., т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Естественно, что в разных нозологических группах детей содержание игровой деятельности (по направленности, сложности, продолжительности) неодинаково и лимитируется сохранностью интеллекта, моторной мобильностью, физической подготовленностью, возрастом и др. факторами. Тем не менее все дети независимо от характера нарушений предпочитают игру другим формам двигательной активности, так как она удовлетворяет естественную потребность в игре и движении и является средством самовыражения.

Таким образом, игра как средство и метод двигательной активности, используемая в адаптивном физическом воспитании, синтезирует в себе те функции, которые сопутствуют социализации ребенка-инвалида.