logo
АФК, пособие

2.2.3. Принцип наглядности

Этот принцип предусматривает, во-первых, широкую опору на зрительно воспринимаемую информацию (80% информации об окружающем мире поступает через зрение); во-вторых, направленную активизацию всех органов чувств о реальных внешних условиях и параметрах двигательной деятельности.

С раннего возраста нужно использовать предрасположенность ребенка к чувственному восприятию мира. У ребенка с нарушениями в развитии, опираясь на сохранные функции зрительной, слуховой, кожной, вестибулярной чувствительности, можно успешно формировать образы движений, их ритмический рисунок, пространственную, силовую и временную схему движений. Нарушения зрения, слуха, интеллекта, поражения опорно-двигательного аппарата сочетаются, как правило, с аномальным развитием двигательной сферы, и обучение движениям сопряжено с определенными трудностями, специфическими для каждой нозологической группы.

Вследствие дефекта коры головного мозга характерной особенностью умственно отсталых детей является недоразвитие психики, речи, познавательной деятельности, что, естественно, отражается на обучении движениям, особенно новым (Дмитриев А.А., 1991).

Для данной категории детей рекомендуется использовать сочетание наглядности (показ упражнений учителем), слова и одновременного выполнения упражнения учащимися. В этом случае не только увеличивается моторная плотность урока, но и овладение упражнениями происходит значительно быстрее, так как информация в двигательный центр коры головного мозга идет одновременно с рецепторов зрительного, слухового и двигательного анализаторов, поэтому двигательный образ упражнения становится значительно ярче и быстрее запоминается учащимися (Самыличев А.С., Гуро-Фролов Р.Н., 1991; Стребелева Е.А., 1991).

Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений: он должен быть четким, грамотным и методически правильно организованным.

1. Упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо показывать, находясь лицом к учащимся.

2. Упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо демонстрировать, стоя боком к занимающимся.

3. Упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком.

4. Зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения.

5. Упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя внимание на себе.

Наглядность у незрячих и слабовидящих обеспечивается прежде всего через тактильный анализатор, при этом используются и другие сохранные анализаторы - остаточное зрение, осязание, слух, обоняние. В различных условиях деятельности, в ситуациях пространственной ориентировки включается «комплексный анализатор», синтезирующий информацию всех сенсорных систем и обеспечивающий восприятие. Но ведущую роль в формировании наглядных образов играет речь, выполняющая установочную, направляющую и регулирующую функцию (Кручинин В.А., Никольская Т.Н., 1991;Литвак А.Г, 1998).

Для слепых детей наиболее эффективны для формирования представлений о движении объемные и плоскостные макеты тела человека с подвижными суставами, рельефные изображения поз, осанки, движения, маршрута и т.п.; магнитные наглядные пособия; мелкий и крупный нестандартный инвентарь: мячи-гладкие, шершавые, пластмассовые, металлические, резиновые, разные по объему, весу, цвету, рассчитанные на дифференцировку кинестезических, кожных, осязательных ощущений.

На основе сохранного слухового анализатора используются звуковые сигналы, заменяющие зрительное восприятие: аппаратура звукозаписи, звуколидер-метроном, звуковые сигнализаторы с разной частотой, звучащие мячи, колокольчики и т.п., задающие темп, ритм, скорость, направление ориентировки в пространстве.

При формировании точности двигательных действий, запоминания и воспроизведения деталей техники используются тренажеры, позволяющие регулировать мышечное восприятие, силу и скорость сокращения мышц, положение тела в пространстве (Кручинин В.А, 1987).

Применение оптических средств (коррекционные очки, контактные линзы, увеличительное стекло) в процессе занятий дают слабовидящим возможность получения дополнительной информации о двигательных и ориентировочных действиях.

Требования к наглядности для слепых и слабовидящих: большие размеры наглядных пособий, насыщенность цветов и контрастность. При их изготовлении используются преимущественно красный, желтый, оранжевый, зеленый цвета (Ростомашвили А.Н., 1997).

В работе с глухими и слабослышащими детьми наглядность имеет специфические особенности, обусловленные тем, что из-за отсутствия слуховых ощущений, ограничения или отсутствия речевого общения восприятие окружающего мира обеднено (Яшкова Н.В., 1988). Сохранность восприятия зависит от времени и уровня потери слуха. Если слух потерян в возрасте 5-6 лет, то устная речь формируется на полноценной слуховой основе и практически не отличается ни по структуре, ни по звучанию от нормально слышащих (Гилевич И.М., Миронова Э.В., 1997). При тяжелой тугоухости и глухоте человек вообще не владеет речью, заменяя ее дактильной и жестовой. Ограниченный или искаженный поток информации ведет к нарушению мыслительной деятельности, пространственных представлений, неустойчивости внимания (Григорьева Т.Д., 1988; Кукушкина О.И., 1988). Нарушения психомоторики требуют особого подхода к использованию методов наглядности. Компенсация нарушений слуха осуществляется за счет зрительной, тактильно-вибрационной и кинестетической чувствительности, но ведущая роль принадлежит речевой функции (Кузьмичева Е.П., 1989).

Поэтому все методы наглядности на уроке физической культуры глухих и слабослышащих детей основаны на комплексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи. Наиболее типичными методами и методическими приемами являются:

– плакаты с названием частей тела, суставов и др. - для формирования знаний, наглядно-образных представлений о строении человека;

– карточки (как учебный материал) с рисунками и схемами движений, заданиями, указателями, ориентирами по всем разделам школьной программы для формирования наглядно-действенных представлений об изучаемых физических упражнениях;

– показ педагогом движений в разных экспозициях со словесным сопровождением и одновременным выполнением упражнений детьми по подражанию и проговариванием вслух;

– показ движений с одновременной словесной инструкцией (описанием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с губ, дактильной речью;

– плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и нестандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу для формирования пространственных представлений;

– световые, звуковые, вибрационные сигналы (например, удар ногой об пол – сигнал о прекращении движения, построении и т.п.) для концентрации внимания;

– звучание музыкальных инструментов, звуковых сигналов для дифференциации слухового восприятия;

– подвижные игры, игры-загадки (с движением и звукопроизношением, игры-имитации, игровые задания и эстафеты) для развития фантазии, пространственного воображения, обогащения словарного запаса, навыков коллективных действий. Например, в эстафете дается задание: за 1 минуту команды должны изобразить из длинной веревки на полу ромашку, зайца, елочку с последующим обсуждением детьми качества выполненной работы1.

Выбор тех или иных методов и методических приемов обусловлен сохранностью слуха и других сенсорных систем, речевой деятельности и интеллекта слабослышащих и глухих школьников.

Принцип наглядности при занятиях физическими упражнениями лиц с поражением опорно-двигательного аппарата реализуется также через комплексное восприятие всех органов чувств, но с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения. С этой целью в практике используются различные технические системы с биологической обратной связью, специальные тренажеры и устройства:

– компьютерные игровые тренажеры, основанные на биорефлексивной методике управления поведением, включающей зрительную обратную связь для обучения движениям и диагностики состояния опорно-двигательного аппарата. Игровая деятельность детей с детским церебральным параличом стимулируется вынужденными движениями, которые в обычных условиях ребенком не выполняются (Иванова Г.П., Смирнов Е.В., 1997);

– метод тандотерапии – для освоения двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений и феноменом их «прочувствования». Суть его заключается в том, что больного принуждают повторять циклы естественных, бытовых или спортивных движений, которые передаются через механическую связь от соответствующей части тела обучающего здорового человека (Певченков В.В., 1998). Метод предназначен для освоения двигательных действий на основе включения в деятельность всех органов чувств. Он может быть использован для детей с последствиями полиомиелита, детским церебральным параличом, двигательных травм;

– видеофильмы – руководства для формирования образа правильных «здоровых» движений, ориентировочной основы действий, повышения интереса к занятиям. Ю.Г. Михайлова (1997) рекомендует их с целью направленной самореабилитации лиц с травмами позвоночника и спинного мозга.

Выбор методов наглядности для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата диктуется характером травмы или заболевания, состоянием сохранных функций, этапом реабилитационно-восстановительного периода, конкретными задачами и осознанностью их решения на каждом занятии. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются двигательные умения, тем результативнее проявление физических, волевых, интеллектуальных способностей.