2.2.6. Принцип прочности
Прочность обучения – это результат такой постановки обучения, «при которой основной материал основательно изучается и учащиеся всегда в состоянии воспроизвести в памяти и воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях» (Данилов М.А.,1967).
Сущность принципа прочности в работе с инвалидами и лицами с нарушениями в развитии состоит в том, чтобы создать процесс стимуляции позитивно направленных жизненных установок на систематическое, активное, осознанное освоение ценностей физической культуры. В этом заключается адаптационный потенциал развития личности, возможности ее социализации и интеграции в общество.
Однако процесс социальной адаптации не ограничивается рамками адаптивной физической культуры. В ситуации получения человеком инвалидности возникает множество ограничений физического, психического, семейного, нравственного, социального характера, которые усложняют процесс адаптации (Лебедева С.С., 1998; Соколова Н.Н., 1998).
Большой диапазон разных ограничений может быть преодолен только феноменом самовоспитания, самореабилитации, а следовательно, самосоциализации. Но эти категории выражают высшие формы осознанного отношения к социокультурным ценностям, в том числе и к ценностям адаптивной физической культуры. Такой уровень самосознания доступен не каждому - только 10% инвалидов возвращается к трудовой деятельности (Чепик В.Д., 1995).
Учитывая изложенное, адаптивная физическая культура выступает как один из регуляторов социальной адаптации. Поэтому принцип прочности означает не только надежное освоение знаний, двигательных умений, развитие физических качеств и способностей, но и сохранение приобретенного двигательного опыта на долгие годы. Это длительный процесс, рассчитанный не на один год, но решаются эти задачи на каждом уроке, при любых формах двигательной активности. Для прочного усвоения учебного материала и позитивного отношения к двигательной активности в работе с инвалидами и лицами с ограниченными функциональными возможностями необходимо соблюдать следующие правила:
– учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия;
– опираться на сохранные функции;
– индивидуализировать педагогические воздействия, подбирая адекватные средства, методы, методические приемы, организационные формы;
– не спешить переходить к изучению новых двигательных действий, закреплять достигнутые успехи систематическим повторением изученного;
– не допускать переутомления, регулировать нагрузку за счет вариативности, продолжительности, интенсивности, пауз отдыха, переключения на другие виды деятельности;
– создавать доброжелательный климат на занятии, стимулировать двигательную активность положительной оценкой, одобрением;
– обеспечивать яркую образную подачу материала и эмоциональный фон восприятия;
– активизировать познавательную деятельность, используя межпредметные связи;
– формировать знания о физической культуре, о себе и своих возможностях, инициирующие самостоятельные занятия физическими упражнениями в любой доступной форме.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте, почему соблюдение методических принципов определяет профессиональную компентентность педагога адаптивной физической культуры?
2. Какие требования к педагогу предполагает реализация принципа научности?
3. В чем заключаются принципы сознательности и активности? Как реализуются эти принципы в работе с детьми-инвалидами?
4. Почему важно соблюдение этих принципов родителями детей-инвалидов?
5. Раскройте особенности реализации принципа наглядности в процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.
6. Раскройте особенности и правила реализации принципа доступности в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.
7. Что означает принцип систематичности в адаптивном физическом воспитании?
8. В каких последовательных операциях отражаются процессуальные стороны организации педагогической деятельности в адаптивной физической культуре?
9. В чем состоят особенности реализации и правила соблюдения принципа прочности в работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями?
10. Раскройте значение принципа прочности для долговременного непрерывного физкультурного образования и социализации личности.
- Адаптивная физическая культура
- Введение
- Глава I адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знаний о человеке
- Содержание и задачи адаптивной физической культуры
- Глава II опорные концепции методологии адаптивной физической культуры
- Глава ш функции адаптивной физической культуры
- 1. Классификация функции адаптивной физической культуры
- 2. Функции адаптивного физического воспитания
- 2.1. Педагогические функции
- 2.1.1. Учебно-познавательная функция
- 2.1.2. Развивающая функция
- 2.1.3. Коррекционная функция
- 2.1.4. Профессионально-подготовительная функция
- 2.1.5. Воспитательная функция
- 2.2. Социальные функции
- 2.2.1. Социализирующая функция
- 2.2.2. Интегративная функция
- 2.2.3. Коммуникативная функция
- 3. Функции адаптивного спорта
- 3.1. Направления адаптивного спорта
- 3.2. Педагогические функции адаптивного спорта
- 3.2.1. Функции учебно-познавательная, развивающая, коррекционно-компенсаторная, рекреативно-оздоровительная, самовоспитания
- 3.2.2. Соревновательная функция
- 3.3. Социальные функции адаптивного спорта
- 3.3.1. Гуманистическая функция
- 3.3.2. Коммуникативная функция
- 3.3.3. Интегративная функция
- 3.3.4. Зрелищная и эстетическая функции
- 3.3.5. Социализирующая функция
- 4. Функции адаптивной двигательной рекреации
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Общие и отличительные черты
- 4.3. Комплексное проявление
- 5. Функции физической реабилитации
- 5.1. Педагогические функции
- 5.1.1. Лечебно-восстановительная функция
- 5.1.2. Коррекционно-компенсаторная функция
- 5.1.3. Профилактическая функция
- 5.1.4. Функция самореабилитации
- 5.1.5. Профессионально-подготовительная функция
- 5.1.6. Интегративная и социализирующая функции
- 6. Взаимосвязь функций адаптивной физической культуры
- Глава IV принципы адаптивной физической культуры
- 1. Законы и закономерности дидактики, лежащие в основе принципов адаптивной физической культуры
- 1.1. Законы обучения
- 1.2. Закономерности обучения
- 2. Принципы адаптивной физической культуры
- 2.1. Социальные принципы
- 2.1.1. Принцип гуманистической направленности
- 2.1.2. Принцип непрерывности физкультурного образования
- 2.1.3. Принцип социализации
- 2.1.4. Принцип интеграции
- 2.1.5. Принцип приоритетной роли микросоциума
- 2.2. Общемет'одические принципы
- 2.2.1. Принцип научности
- 2.2.2. Принципы сознательности и активности
- 2.2.3. Принцип наглядности
- 2.2.4. Принцип доступности
- 2.2.5. Принцип систематичности
- 2.2.6. Принцип прочности
- 2.3. Специально методические принципы
- 2.3.1. Принцип диагностирования
- 2.3.2.Принцип дифференциации и индивидуализации
- 2.3.3. Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса
- 2.3.4. Принцип компенсаторной направленности
- 2.3.5. Принцип учета возрастных особенностей
- 2.3.6. Принципы адекватности, оптимальности
- Заключение
- Список литературы
- Глава I 7