90. Пед. Деятельность и взгляды Макаренко а.С.
По окончанию городского училища и пед. курсов Антон Семенович в 1905г. начал работать народным учителем. Проработав 10-ть лет он поступает для продолжения образования в учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1920г. ему было поручено организовать в близи Полтавы колонию для несовершеннолетних и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать граждан. Большая заслуга Макаренко в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его пед. системы. В течении 3-4-х лет он создал образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького». В конце 20-х годов Макаренко участвовал в организации детской трудовой комунны в поселке под Харьковом. В коммуне использовались новые методы трудового воспитания. Раньше, в колонии им.Горького, применялся сельхоз. труд и работа в мастерских. В коммуне было организовано промышленное производство – здесь впервые начали производить фотоаппараты и электросверла. Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в пед. смысле, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Макаренко настаивал на том, что пед. теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он был сторонником систематического преподавания учебных предметов, придавал огромное значение воспитанию в труде, но протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работы. Также Макаренко пишет «книгу для родителей» освещающую вопросы семейного воспитания.
В – 55 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной работой школы, отвечающей современным требованиям.Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций. Система работы руководства школы, классного руководителя с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов. Формы могут быть самыми разнообразными:
работа секции классных руководителей;
работа постоянного педагогического семинара;
учет особенностей микрорайона, села,
выявление неформальных подростковых групп,
учет неблагополучных семей;
педагогический анализ работы, проводимой с родителями;
выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, правомерными, предъявляться в тактичной форме.
- Возникновение и развитие пед. Профессии. Коллективный и творческий характер пед. Деятельности.
- Структура пед. Деятельности. Профессиограмма личности учителя. Требования к учителю современной школы.
- 3. Профес.-пед. Культура учителя. Различные подходы к определению сущности и содержания профес.-пед. Культуры.
- 4. Характеристика основных компонентов профес.-пед. Культуры. Основные пути формирования профес. -пед. Культуры.
- 5. Характеристика системы образования в России. Закон рф об образовании. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- 6. Образовательный процесс как система и целостное явление. Характеристика основных закономерностей целостного образовательного процесса.
- 7. Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, функции педагогики. Гуманистическая направленность современной педагогики.
- 8.Методология и методы нучно-пед. Исследований. Усиление исследовательской функции в деятельности учителя.
- 9. Методологические основы педагогики. Структура пед. Науки. Связь педагогики с другими науками.
- 17. Концепция содержательного обучения.
- 20. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- 21. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
- 22. Контроль в процессе обучения
- 23.Организационные формы и системы обучения.
- 24. Современных организационных форм обучения
- 25. Урок как основная форма обучения.
- 26.По и.М.Чередову.
- 27. Характеристика авторских школ.
- 38. Характеристика методов формирования сознания личности.
- 39. Характеристика методов орган. Деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников
- 40.Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- 41. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике. Развитие теории коллектива в педагогике.
- 42. Осн. Признаки, этапы, уровни и условия разв. Детского кол-ва.
- 43. Классный руководитель в воспитательной системе школы.
- 46. Технология организации коллективной творческой деятельности
- 47. Технология педагогического общения
- 48. Характеристика основных признаков гос. И обществ. Управл обр. Сист.
- 49. Общие принципы управления педагогическими системами
- 50. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- 51. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
- 52. Целеполагание и планирование как функция управления школой
- 53. Функция организации в управлении школой
- 54. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении
- 83. Школьная реформа 60-х годов 19 века.
- 84.Школа и пед. Мысль в России в период 70-80-х годов 19в.
- 85. Просвещение в России конца 19- начала 20-го веков.
- 82.Педагогическая деятельность и взгляды л.Н.Толстого.
- 86. Советская школа в период с 1921 по 1930гг.
- 87. Советская школа в период с 1930 по 1940гг.
- 88. Советская школа в годы вов и послевоен. Годы(1941-58гг.).
- 89. Советская школа в период с 1958 по 1992г.
- 90. Пед. Деятельность и взгляды Макаренко а.С.
- 37. Воспитание физической культуры учащихся. Система физического воспитания в школе.