logo
шпаргалка по педагогике

54. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении

При достаточно основательной разработке функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении современной школой особенно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся.

Виды, формы и методы внутришкольного контроля

Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной. Н.А.Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный предварительный, персональный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.

Среди педагогов — теоретиков и практиков широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т.И.Шамовой. В ней выделяются два вида контроля: тематический и фронтальный.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы:

Персональный контроль, классно-обобщающий контроль,

предметно-обобщающий контроль, тематически-обобщающий контроль, комплексно-обобщающий.

Методы: изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы.

В – 56 Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внима­ния родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I — II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому про­свещению.

Во многих школах работают университеты педагогических зна­ний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагоги­ческим всеобучем предполагают более сложные формы работы ро­дителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматри­вают лекционный курс, а также семинарские занятия.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые науч­но-практические конференции родителей по проблемам воспита­ния.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформ­ляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется про­грамма праздника и т. д.

Классные родительские собрания - традиционная форма рабо­ты.

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Формы индивидуальной работы: посещение семьи, педагогическое поручение. К ним относятся и педагогические консультации. В основе кон­сультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педа­гогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готов­ности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

В – 57 Инновации в образовании.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В понимании сущности инновационных процессов в образова­нии лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изу­чения и распространения передового пед. опыта и проблема внедрения достижений в практику.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие соц.-экономические пре­образования обусловили необходимость обновления си­стемы образования.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образо­вания, требует постоянного по­иска новых форм, технологий обучения.

В-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных за­ведений в рыночные отношения.

Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педаго­гической науки.

Изучать и распространять передовой педагогический опыт отдельного педагога или опыт школы, результаты научных исследований должны груп­пы подготовленных учителей под руководством заместителя ди­ректора по научной работе или завуча школы. Управление внедренческой деятельностью не исключает уча­стия в такой работе самого автора.

Критерии педагогических инноваций:

Оптимальность - означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов.

Результативность - означает опреде­ленную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Таким образом, в условиях школы объединяются усилия создателей и распространителей пе­дагогических инноваций.

В – 58 Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация.

В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение в инсти­тутах повышения квалификации и переподготовки работников образования или на специальных факультативах педа­гогических образовательных учреждений.

Основные формы развития проф. – пед. культуры учителей:

Методические советы (определяют тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей.)

Предметное педагогическое объединение (они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-вос­питательной работы и качества знаний учащихся, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников. )

Единый методический день в школе (служит для подведени­я промежуточных итогов методической работы за четверть)

Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обес­печение единства теоретической и практической подготовки учи­теля),

Основной целью аттестации является стимулирование деятель­ности педагогических работников. Основным средством стимулирования выступает диф­ференциация оплаты труда учителя. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по лично­му заявлению педагога с указанием квалификационной катего­рии, на которую он претендует. Но иногда аттестация может про­водиться по инициативе администрации, совета школы или педа­гогического совета для определения уровня педагогической ква­лификации учителя и его соответствия занимаемой должности.

Три вида комиссий:

главная аттестационная комиссия (на уровне облас­ти)

районная, городская комиссии

аттестационная комиссия образователь­ного учреждения

Основное решение, принимаемое аттестационной комис­сией, — это присвоение квалификационной категории.

В – 59. Соц. педагогика как наука и область пед. деят – ти.

Это теория и практика обучения и воспитания отдельной лич­ности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация.

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребен­ку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений.

Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педаго­гики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, са­моутверждение.

Функции социальной педагогики можно сфор­мулировать следующим образом:

воспитательная,

социально-правовая,

социально-реабилитационная.

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (под­ростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их пра­вовую защиту.

Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функ­ции, выполняет педагог.

В – 60 Соц. педагог.

Основное назначение социального педагога — это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или меди­цинской помощи, умение организовать его обучение, его реаби­литацию и адаптацию в обществе.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоле­ния.

В этом одна из главнейших задач социального педагога.

Профессиональные знания социального педагога: педагогика и психология, физиология развития ребенка, методика воспита­тельной работы.

Методы работы социального педагога Самый распространенный и естественный метод наблюдения. Именно он дает больше всего материала для воспитательной работы. Педа­гог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, поможет составить представление о ребенке знакомство с био­графией, его поступками и мотивами поведения.

Метод социометрии, при котором для математической обра­ботки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алго­ритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

Социальный педагог должен владеть организаторскими способ­ностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное — быть добрым.

Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно уп­ражняться.

Представляют интерес для социального педагога элементы те­атральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера.

В – 61. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

На самой ранней ступени развития общества, в период пер­вобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, тру­диться только коллективно. Все в этом обществе было кол­лективным, не существовало социального неравенства и клас­сов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано, вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания -собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки при­обретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки- помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животны­ми, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздни­ков, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертво­приношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, тра­дициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспиты­вать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное на­родное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством са­мых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась пос­вящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых про­верялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрос­лого члена родового общества.

В – 62 Восп. и обучение в странах древнего Востока.

В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения.

В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Ин­дии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существова­ние так называемая общинная школа, создаваемая общинами про­стых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели шко­лы в городах, при храмах для знатных и богатых.

Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием таких природных явлений, как периодические разливы рек.

Люди вели наблюдения за природными явлениями, учились предсказывать наводнения, накапливали опыт по постройке пло­тин и разного рода сооружений. Появились зачатки наук: астро­номии, геометрии, арифметики, медицины; стали создаваться для построек простейшие машины (ворот, «подкаты» и т. п.). Все эти сведения сосредоточивались в руках господствующих групп насе­ления, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством — это школы писцов, школы служащих и т. д. Постепенно менялся в не­которых странах и способ письма. Так, например, в Египте в жреческих школах обучали сложному иероглифическому («свя­щенному») письму, а в школах для писцов было использовано упрощенное (иератическое) письмо.

При обучении письму и счету использовались некоторые облег­чающие обучение приемы, например счет на разноцветных камеш­ках, упрощенные приемы расчета и т. д. У всех народов был ши­роко распространен счет на пальцах.

В Древнем Китае существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и пи­сать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль (религиозного характера), произведения писателей и по­этов. Там сообщались и некоторые сведения по астрономии.

В – 63 Система образования в античн – м мире Средиземноморья.

Воспитание и школа в Древнем Риме. В республи­канском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущест­венному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой ступени — грамматические школы, а позже школы ораторов.

Элементарные школы, частные и платные, обслуживали неко­торую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населе­ния, учили чтению, письму и счету, знакомили с зако­нами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.

В грамматических школах., также частных и платных, обучались сыновья привилегированных родителей латинскому и гречес­кому языкам, риторике (искусству красноречия с некоторыми све­дениями по литературе и истории). Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности.

В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов (ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии и правоведению, греческо­му языку, математике и музыке, с тем чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати.

Со времени возникновения Римской империи императоры пре­вратили грамматические школы и школы риторов в государствен­ные школы, задачей которых являлась подготовка преданных им­ператорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы. Особое внимание они уделяли школам риторов.

Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали на­значать представителей христианского духовенства.

Билет № 64. Воспитание и школа в Западной Европе эпохи Средневековья. Возникновение и развитие средневеко­вых университетов. Цеховые, гильдейские и городские школы.

в XII—XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабляется феодальная замкнутость, рас­тут города, где развиваются ремесла и торговля. Крепнут элемен­ты светской культуры. Возникают и распространяются ереси. Ре­лигиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Стало необходимым подкрепить религию философией, не верить слепо, но «понять то, во что верят». Эту задачу в XII—XIII веках берет на себя схоластика, которая за­дается целью примирить веру и разум, религию и науку. Появи­лись теории номинализма и реализма. Представители первой тео­рии утверждали, что общие понятия не существуют, а являются лишь названиями, отвлечениями человеческого разума; предста­вители второго направления, наоборот, заявляли, что общие по­нятия существуют ранее вещей. Маркс назвал номинализм первым, еще слабым выражением материализма. Между номинализмом и реализмом шла острая борьба, организовывались диспуты на рели­гиозно-философские темы. Схоластика развивала в то время фор­мально-логическое мышление, оживляла застывшую религиозно-философскую мысль. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, зачастую представляла лишь бесплодные умствования, стала препятствием дальнейшего движения вперед. В области школы и просвещения она привела к заучиванию учащимися готовых опре­делений, зачастую изложенных в схоластической вопроса - ответной форме, к отказу от самостоятельного мышления. В XII веке были открыты университеты в Италии, во Фран­ции, в Англии и затем в других странах. В Средней Европе в XIV веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков). Как правило, средневековые университеты возникали по ини­циативе ученых использовались правом самоуправления, сами вы­рабатывая распорядок своей жизни, избирая должностных лиц (ректора и др.), и тщательно защищали свои права.

Церковь, пользуясь монополией на обучение, пыталась сразу же подчинить себе университеты, давая им различные привилегии и материальные средства (бенефиции), основывала свои универ­ситеты. Так, был основан в XII веке Парижский университет, по­служивший образцом для других католических университетов. По­степенно церковь начинает главенствовать в университетах, и бо­гословский факультет становится самым важным. Средневековые университеты имели четыре факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), пре­подавались «семь свободных искусств».

Билет № 65 Педагогические взгляды Я. А. Коменского

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до не­го. Книги, как рукопис­ные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному вос­приятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое пра­вило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слы­шимое— слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вку­сом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо пред­меты сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словес­ного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обуче­ния Коменский противопоставил требование сознательности уче­ния. Ученики с помо­щью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изу­чаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указы­вал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые система­тизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сна­чала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо распола­гать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное применить это на деле. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое тре­бование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала.

Билет № 66 Педагогические теория Дж. Локка

Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании» (1693). Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополу­чия», — говорил он и предлагал тщательно разработанную, сто­явшую на уровне науки того времени систему. «В здоровом те­ле— здоровый дух»,—подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом». Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не пре­пятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «муд­рыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учиты­вать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя ве­лениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «бур­жуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...». Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут под­держивать «любовь и дружба».• Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставле­ния ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовос­питанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он на­ходится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего воз­раста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закре­пить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.). Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка.

Билет № 68 Педагогическая теория Ж.Ж. Руссо

Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учиты­вать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», — писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от при­роды, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития челове­ческих способностей, развития органов чувств; воспитание людь­ми— эти приучение человека использовать развитие этих способ­ностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собствен­ный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным вос­питание будет тогда, когда все три фактора (воспитание приро­дой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода! Опираясь на это "положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ре­бенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его ин­тересами и запросами. В этом положительное значение его призы­ва к свободному воспитанию.

Руссо делил жизнь воспитанников на четыре периода. Первый период — от рожде­ния до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать глав­ным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливают­ся для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрас­те. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко разверты­вается умственное воспитание, удовлетворяются умственные зап­росы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущест­венно нравственное воспитание.

Билет № 69 Педагогическая деятельность и взгляды И.Г. Песталоцци.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,— это согласие с природой.

Песта­лоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспита­ние ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появле­ния его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искус­ство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продол­жаться в школе.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному(включает физи­ческое, трудовое, нравственное, умственное образование). Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодейст­вии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически раз­витого человек. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих поль­зу другим. В семье закладываются основы нравст­венного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осу­ществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основывать­ся на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщени­ям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слу­ховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

Билет № 70 Педагогическая теория И. Гербарда

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится ус­пешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индиви­дуальный опыт не суживали его горизонта.

Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основа­тельнее усвоена им теория воспитания, считал Гербарт.

Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конеч­но, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, по­ниманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагоги­ческой работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспита­теля удивительными загадками».

Гербарт придавал большое значение установлению цели вос­питания, в зависимости от которой должны определяться воспита­тельные средства. В соответствии со своей этической теорией, ос­новой которой являются, как указывалось выше, нравственные веч­ные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважаю­щих установленный правопорядок, подчиняющихся ему. Педагог должен поставить перед воспитанником те цели, кото­рые тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели — это те, которые человек сможет когда-ни­будь поставить перед собой в области определенной специальности.

Необходимые цели — это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности.

Билет № 71 Педагогические взгляды А. Дистервега.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспи­тания, исходя из которой он боролся против сословного и шовини­стического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусса­ков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспита­ния в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особен­ностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать свое­образие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психо­логии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагоги­ческого труда. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег вы­двинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «само­деятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней со­держатся прогрессивные идеи. Обучение должно спо­собствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образователь­ной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отече­ственной истории и географии, родному языку и литературе. Осо­бенно высоко ценил он естественные и математические науки. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забы­вали того, что выучили» — и советует возвращаться к пройденно­му так часто, чтобы, оно не могло изгладиться в памяти. «Не то­ропись при изучении основ» — гласит одно из его правил.

Билет № 72 Социально – педагогические опыты и взгляды Р. Оуэна.

Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он со­кратил рабочий день до 10,5 ча­сов, значительно увеличил зара­ботную плату, построил для ра­бочих новые жилища, организо­вал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образователь­ных детских учреждений: школу маленьких детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; начальную школу для де­тей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения. Очень заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь де­ти учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию де­тей в духе коллективизма. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифмети­ку, географию, естествознание и историю. Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию де­тей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобре­тали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простей­шими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей ра­бочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производ­стве, вечернюю школу,- соединив обучение с производительным трудом.

73.

а) По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи вос­питания: познание себя и окружающего мира (умственное воспи­тание), управление собой (нравственное воспитание) и стремле­ние к богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Коменский оценивал роль воспитания очень высоко.

б) Задачей воспитания Локк считал воспитание джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по про­исхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания.

в) По мнению Руссо, задача воспитания заключается в том, чтобы воспитать такого человека который ни от кого не зависел бы, жил бы плодами своих трудов, ценил бы свою свободу и умел её защитить.

г) Центром всего воспитания у Песталоцци является формирование нравственности человека. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

д) Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовини­стического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «само­деятельность на служении истине, красоте и добру».

е) Оуэн утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли усло­виями окружающей среды. Пороки и недостатки людей, их про­ступки обусловлены той обстановкой, в которой они живут. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспи­тания, то можно сформировать любой характер.

74.

а) Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умст­венное воспитание, но не в школе. Настоящий джентльмен воспитывается дома. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополу­чия», — говорил он и предлагал тщательно разработанную, сто­явшую на уровне науки того времени систему. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закре­пить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

б) Руссо придавал большое значение направляющей роли воспи­тателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопро­са, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не заме­чает. Он орга­низует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. В раннем детстве (до двух лет) основой всего является физи­ческое воспитание. Если это возможно, ребенка должна вскармли­вать сама мать. Руссо подробно указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физические силы.

в) Целью физическо­го воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей. Песталоцци считал физическое воспитание первым видом ра­зумного воздействия взрослых на развитие детей. Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих поль­зу другим. В семье закладываются основы нравст­венного поведения ребенка. Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с рели­гиозным.

75.

а) Через все педагогические сочинения Коменского проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сооб­разоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы». Он пытается ус­тановить закономерности воспитания путем аналогий с законами природы. Коменский вводит ссылки на природу и пытается сформулиро­вать общие закономерности природы и вос­питания. Наряду с пониманием принципа природосообразности воспита­ния как следования всеобщим законам природы у Коменского встречаются ссылки на природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные особенности детей.

б) Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учиты­вать его возрастные особенности. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от при­роды, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития челове­ческих способностей, развития органов чувств. Правильным вос­питание будет тогда, когда все три фактора (воспитание приро­дой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

в) Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в со­гласии с его природой. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,— это согласие с природой. Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание.

г) Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспита­ния в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особен­ностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать свое­образие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психо­логии «основу науки о воспитании».

76.

а) Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным. Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последова­тельности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Разум, указывал он, всего лучше развива­ется посредством занятий, связанных с трудом и практикой. Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умение и навыки. Умение действовать развивается специальными систематичес­кими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности — «от навыка в крайне простых делах к навыку в край­не сложных».

б) Как и Песталоцци, Дис­тервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Обучение должно спо­собствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основ­ные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных пред­ставлений о них — к обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредст­венно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистер­вега, всегда носит воспитывающий характер. Эффективность метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует возбуждению умст­венных сил учащихся.

77.

а) Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними.

б) Дидактика Руссо основана на развитии у ребёнка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Всё должно быть предоставлено восприятию ребёнка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты. Руссо выступает за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребёнка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

в) Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются концепцией, в основе которой лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем соз­нанием при помощи априорных идей. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основывать­ся на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщени­ям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слу­ховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

г) Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредст­венно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обу­чение у него связано с правилами «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному».

78.

а) Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремёсел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

б) По мнению Руссо физический труд – это неизбежная обязанность общественного человека. Свободный человек должен владеть разными видами ремёсел, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Труд – общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.

в) Попытка соединения обучения с про­изводительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, дру­гим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабаты­вать такие качества, как точность, правдивость, способствует соз­данию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил. Песталоцци стремился под­готовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индуст­рии», на промышленных предприятиях.

г) Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию де­тей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобре­тали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простей­шими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.

79.

Появляется много литературных произведений, в том числе ряд светских и сатирических повестей, биографий различных дея­телей, а также много рукописных азбуковников и печатных бук­варей; развивается книгопечатание. Происходит постепенный переход от славянского обозначения чисел к так называемой арабской цифровой системе, что имело большое значение для развития математических знаний и обучения математике. XVII век, особенно вторая его половина, был в истории Рос­сии периодом, подготовившим просветительные реформы начала XVIII века. Число начальных школ при церквах и в монастырях, где обу­чали чтению и письму, возросло. Обучение чтению велось во вто­рой половине XVII века по печатным букварям. Кроме элементарных школ грамоты, в некоторых крупных го­родах и монастырях, по-видимому, открывали и школы повышен­ного типа, которые называли грамматическими. Но и домашнее обучение при помощи более квалифицированных «мастеров грамо­ты» тоже усложнилось. Во второй половине XVII века в Москве возникает одна за другой несколько греко-латинских школ. Большая часть школ открывалась не по инициативе церкви, а просвещенными людьми или правительством, иногда и при сопротивлении церкви. Славяно-греко-латинская академия. Инициатором создания такой академии был прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педа­гог Симеон Полоцкий. Академия имела целью подготовку обра­зованных людей, необходимых государству и церкви.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII ВЕКЕ.

В интересах роста производительных сил и укрепления оборо­носпособности страны дворянское правительство Петра I осущест­вило различные реформы в области культуры, науки и техники. В начале XVIII века была сделана попытка создать государст­венные общеобразовательные школы. В пе­риод царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, Москве и других крупных городах, навигацкие школы в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

80.

В России царским правительством была проведена реформа просвещения. Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища — директору гимназии, гимназии же — ректору университета, университет — попечителю учебного округа. Приходские училища с одногодичным курсом обучения могли! учреждаться во всех приходах городов и селений. Целью приходских училищ являлось, во-первых, подготовить учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения! религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создава­лись по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств — ив большем числе. Гимназии учреждались в каждом губернском городе на базе главных народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые средние школы. Курс обучения в гимназии про­должался четыре года. Целью гимназий, предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к универси­тету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного чело­века». Университеты составляли высшую ступень системы народного образования, в них поступали имеющие знания в объеме гимна­зического курса. Не­смотря на многие трудности, школьное дело в стране неуклонно развивалось. С начала 30-х годов в селениях, где жили государственные и удельные крестьяне, ведомством государственных имуществ и удельным ведомством стали создаваться школы. Их задачей яв­лялось обучение грамоте крестьянских детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли кре­стьянами. Царское правительство считало, что юношеству недворянского происхождения следует давать больше практических и ремеслен­ных умений и навыков и меньше всего общеобразовательных знаний.

81.

В основе педагогической системы Ушинского ле­жит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого на­рода, обусловленное его историческим развитием, географически­ми, природными условиями. К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патрио­тизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обу­чения русских детей должен быть положен русский язык; обуче­ние в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине. Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. В тесной связи с народностью как основой воспитания в педа­гогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспита­тельной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии. К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Вос­питание поэтому он определял как целеустремленный, сознатель­ный процесс формирования гармонически развитой личности. Сре­ди различных сторон воспитания Ушинский главное место отво­дил воспитанию нравственности. Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.