logo
шпаргалка по педагогике

22. Контроль в процессе обучения

Управление любым процессом предполагает осуществление конт­роля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функ­ционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точ­ки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.

Контроль за учебно-познавательной деятельностью. Контроль в процессе обучения — наиболее отработанная процедура как в тео­ретическом, так и в методическом отношениях. Как относительно самостоятельный этап он выполняет взаимосвязанные образова­тельную, развивающую и воспитательную функции. Образователь­но-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, вы­слушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в оп­росе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой

момент. Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала. Воспитательная функция контроля заключается в при­учении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Регулярный контроль повышает ответствен­ность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравствен­ные качества и коллективистические отношения. Кроме того, кон­троль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. способствует формированию самооценки.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;