logo
шпаргалка по педагогике

Возникновение и развитие пед. Профессии. Коллективный и творческий характер пед. Деятельности.

Еще в древности дети, с ранних лет включа­ясь в трудовую деятельность, усваивали знания о способах деятельности (охота, со­бирательство и др.) и овладевали различными умениями и навы­ками. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовле­ния орудий труда, старейшины рода образовали первую социальную группу людей — воспи­тателей, обязанностью которых стала пе­редача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколе­ния, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности др. человека. Слово «учитель» появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность и что нужна спец. организация деятельности детей, направ­ленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения. С момента возникновения пед. профессии за учите­лями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. Основное содержание пед. профессии составляют взаимоотношения с людьми. Пед. профессия по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Те или иные черты коллектива проявляются, прежде всего, в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физ. самочувствии. Такое явление получило название психо­логического климата коллектива. Пед. деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важней­шей ее особенностью. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им соц. опыта, психолого-пед. и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, но­ваторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. В современной научной литературе пед. творчество понимается как процесс решения пед. задач в меняющихся обстоятельствах.