logo
шпаргалка по педагогике

84.Школа и пед. Мысль в России в период 70-80-х годов 19в.

В 70-80-х годах усилилась политическая реакция в России, что сказалось на народном образовании. Преобразования производились министрами народного просвещения Д.А. Толстым и И.Д. Деяновым. Главное содержание преобразований было направлено на укрепление классицизма в средней и высшей школе. Так обучают в западных школах. Противники говорили: В основу гуманного образования нужно положить не классические языки, а родной язык. Он имеет воспитательную силу (К.Д. Ушинский). В 1871 г. классицизм победил. В середине 80-х гг. снова возник вопрос о социальном составе учеников средних учебных заведений. (В гимназиях могли за плату обучаться все, без различия сословий и вероисповеданий, но несмотря на то, что плата за обучение все время повышалась, гимназии не были полностью освобождены от детей малоимущих.) В 1887 г. появился печально знаменитый тайный циркуляр о кухаркиных детях. Необходимо освободить гимназии от детей кучеров, лакеев, мелких лавочников, которых не следует выводить из своей среды. Были закрыты приготовительные классы при гимназиях (1/3 в них были детьми из низших слоев общества). Поступление в гимназию проводилось на основании испытаний, а подготовиться к ним могли только дети из богатых семей. В средней школе упорно насаждался классицизм, в чем царское правительство видело средство отвлечь молодежь от вопросов современности, от участия в политических кружках. В этот период была ликвидирована автономия университетов, студенческие организации были запрещены. Ряд прогрессивных педагогов подвергался репрессиям. Учебные книги Ушинского долгое время были запрещены. Земские школы не находили должной поддержки со стороны царского правительства. За 20 лет было открыто земских школ втрое меньше, чем за предыдущие 10 лет, хотя потребность в сельских начальных школах с каждым годом все увеличивалась. В 70-х годах царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. В место них открывали казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу».