logo
шпаргалка по педагогике

39. Характеристика методов орган. Деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников

Различают следующие методы :

Приучение - обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей; требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия, требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся. Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся.

Метод приучения тесно связан с методом упражнения. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Включение детей в деятельность создает им условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллективных отношений. Упражнение не имеет ничего общего с механической выучкой и тренажем в духе поведенческой психологии: стимул-реакция - подкрепление. По своему существу, это упражнения в условиях ситуации свободного выбора.

Педагогическое требование. В требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.

Организуя воспитательный процесс, учитель должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива.