logo
шпаргалка по педагогике

6. Образовательный процесс как система и целостное явление. Характеристика основных закономерностей целостного образовательного процесса.

Под образованием понимается единый процесс физ. и дух. становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании соц. Оно есть прежде всего соц. явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и госу­дарства. Обра­зование и раньше было неотделимо от жизни общества, входило в него как обязательный компонент. Образование осуще­ствлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни. Не следует представлять образование в первобытном обществе как что-то недифференцированное, единообразное у всех пле­мен. Процесс социализации прохо­дил с трудом и запаздыванием. Усложнение общественной жизни и государственного механиз­ма требовало все больше образованных людей. В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики соц. и технического прогресса. Сегодня мировое сообще­ство неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и эко­номической эффективности его функционирования. Об­разование как соц. явление — это относительно самост. система, функцией кот. является систематическое обу­чение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями, идейно-нравствен­ными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содер­жание кот. в конечном счете определяется соц.-эконом. и политич. строем данного общества и уровнем его материалъно-технического развития. Образование как соц. явление — это и система, для кот. характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. Система образования противоречива и диалектична. При всей вариативности компонентов образовательной систе­мы суперсистема, или макросистема, образования ха­рактеризуется целостностью. Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает его характеристики: гибкость и динамичность. Для педагогики роль стержневого понятия выполняет пед. процесс. Под пед. системой понимают множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в цело­стном пед. процессе.