logo
шпаргалка по педагогике

21. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

К основным методам контроля относятся: педагогическое на­блюдение за учениками; беседы, направленные на выявление вос­питанности; опросы (анкетные, устные и пр.); Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в це­лостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения — непосредственное и опосредованное, открытое и скры­тое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр. Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить сте­пень информированности учащихся в области нравственных про­блем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оце­нить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Виды контроля. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с це­лью проверки усвоения предыдущего материала и выявления про­белов в знаниях учащихся. Он проводится, прежде всего, с помо­щью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематиза­цию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным ме­роприятиям — устным и письменным зачетам. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего ^учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему ма­териала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся крат­ких лаконичных ответов с места. Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда от­дельным учащимся предлагаются контрольные задания по кар­точкам. С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.