1. Наблюдение в процессе обучения географии
В методике географии наблюдение понимается как непосредственное восприятие учащимися объектов и процессов в природе и на производстве с целью формирования географических представлений, понятий и практических умений.
Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т.е. с отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления.
Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, но не мыслить, чтобы в сознании возникал «верный снимок объективной действительности».
Умение наблюдать важно для выработки ценных качеств характера
учащиеся: пытливости, наблюдательности, сознательности, умения творчески мыслить.
Упражнения учащихся в наблюдениях полезны и в следующих отношениях.
-они прививают интерес к знаниям по географии,
- приучают их сознательно усваивать географический материал.
Следует систематически развивать у учащихся умения наблюдать на географической площадке, во время экскурсий и походов, на уроках практических занятиях, внешкольных занятиях.
Умение наблюдать, можно выработать у учащихся лишь в результате правильно организованных и систематически в определенной последовательности проводимых упражнений.
Успех организации наблюдений определяется:
Четкостью цели наблюдения и подготовкой учащихся к наблюдению
Рассмотрим требования к проведению наблюдений погоды.
Для понимания причин изменений погоды и зависимости между отдельными ее компонентами нужны длительные наблюдения в строго продуманной системе.
Простейшие наблюдения погоды дети ведут уже в начальной школе в связи с наблюдением сезонных изменений в природе.
В 6 классе наблюдения за погодой продолжаются, ведутся дежурными (2-3) человека, результаты записывают в общеклассный календарь погоды.
Перед организацией наблюдений на этом этапе учащимся предлагается вспомнить:
- Как обозначается t ниже 0?
- Как узнать по стрелкам, в какую сторону дует ветер?
- Как изображается облачность?
- Как по значкам узнать характер выпавших осадков?
- Какие явления называются особыми?
Перед изучением темы «Атмосфера» в наблюдения включаются все учащиеся, и программа наблюдений усложняется.
Вводится 3-х разовое наблюдение, позволяющее накопить материал для получения данных со среднесуточной, среднемесячной t, давления, силы ветра в баллах, видах облаков.
В целях подготовки детей к фронтальным наблюдениям по усложненной программе проводится беседа на основе классных наблюдений за предшествующие месяцы.
Вопросы:
- В какой день месяца температура воздуха была низкой?
- Как понижение температуры сказалось на давлении воздуха?
- Как понижение давления повлияло на силу ветра?
- В каком направлении в эти дни дули ветра?
- Какие в эти дни преобладали осадки? Облака?
- Какие осадки выпадали в эти дни?
- Почему в один из дней с утра шел мокрый снег, а во второй половине дня выпадение снега прекратилось?
- Какие в эти дни дули ветра?
Результаты фронтальных наблюдений записываются в индивидуальных дневниках погоды и одновременно дежурные заносят их в общеклассный календарь.
В конце месяца вычерчиваются графики изменения t за месяц, роза ветров, диаграммы количества ясных, облачных и пасмурных дней, а также дней с осадками.
При анализе дневников погоды особое внимание обращается на выяснение связей между элементами погоды.
Например, на основе записей в дневнике могут быть выяснены следующие связи.
Как изменилась температура воздуха по месяцам?
Правильность ответа сопоставить с изменением средних t по месяцам. Какой вывод можно сделать?
Как изменилось состояние облачности по месяцам?
В каком месяце наблюдалось наибольшее количество ясных дней? В какой месяц наименьшее количество? Вывод можно сделать об изменении облачности по месяцам?
Какие выпадали осадки в сентябре? А в ноябре?
Почему в ноябре появились снежинки?
Какие ветра преобладали в сентябре? А в ноябре?
Как изменилась высота солнца по месяцам?
В каком месяце Солнце стояло выше над горизонтом? В каком месяце наиболее низко?
Из каких же элементов слагается погода? Назовите элементы погоды? Каков по вашему мнению общий признак, характеризующий погоду?
Какую общую закономерность по месяцам можно проследить в изменении погоды?
Можно организовать фенологические наблюдения за погодой по месяцам.
Наблюдения над погодой по местным признакам.
Признаки ясной погоды:
При восходе солнца и заходе Солнца заря золотисто-розовая.
Дым от костров и из труб поднимается вверх прямо.
Правильный ход изменения силы ветра: с утра - легкий ветерок, к полудню ветер усиливается, к вечеру стихает.
Признаки ненастной погоды:
Небо заволакивает пелена облаков, облака низко несутся над земной поверхностью.
Ветер к вечеру усиливается.
Наблюдения над изменением высоты Солнца и сменой времен года.
Школьник должен уяснить основную причину смены времен года.
А- зависимость температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом
Измерение проводить в 8:00, 13:00, 20:00 в градусах с помощью вертикального угломера
Б- влияние высоты Солнца над горизонтом на смену времен года.
Наблюдение над влиянием высоты Солнца на смену времен года следует проводить в течение всего года.
23- сентября
22- декабря
23- марта
22- июня
- Какова средняя t воздуха в этот день?
- Какова продолжительность дня и ночи?
- Насколько правильно день 23 сентября назван днем осеннего равноденствия?
Наблюдение для выработки представлений о различных формах земной поверхности.
Ознакомление с нивелиром (обследование холма) подошва, холм (пологий и крутой склон)
Выработка представлений об относительной и абсолютной высоте.
- Лекция №1
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2.Различия между традиционным и современным уроком.
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2. Различия между традиционным и современным уроком.
- 1)Цели урока.
- 4. Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.
- Лекция №2
- 3.Подготовка учителя к уроку.
- 1.Типология уроков географии.
- 2.Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии
- Лекция №3 Нетрадиционные уроки географии. Новые методические приемы.
- 1. Классификация уроков
- Лекция №4
- 1. Школьная лекция
- 2.Практикум
- 3. Урок диалог
- 5. Урок зачет
- Лекция №5
- 2. Модульная технология
- 3. Технология применения опорных сигналов (лос и лок)
- 4. Игровая технология
- 5. Технология проектной деятельности
- 1.Принципы обучения географии
- 2.Цели экологического образования.
- 3.Экологическое содержание школьной географии.
- 4.Основные пути экологизации географического образования
- Лекция №7 Система средств обучения географии
- Географическая карта и методика работы с ней.
- 2.Содержание картографических знаний в школьной географии.
- 3.Формирование умений работы с картами.
- 1.Практические работы и методика их проведения
- 2.Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения географии.
- Межпредметные связи в обучении географии. Значение, функции, виды
- 2.Реализация межпредметных связей как условие формирования мировоззрения
- 3. Опорные, сопутствующие, перспективные межпредметные связи
- Изучение причинно-следственных связей и общих географических закономерностей
- 2.Формирование знаний об общих географических закономерностях
- 1.Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии
- 3.Географическая площадка
- 1. Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии.
- 3. Географическая площадка.
- 9 Класс.
- 1) Называть и (или) показывать;
- 2) Определять(измерять);
- 3)Описывать;
- 4) Объяснять;
- 5)Прогнозировать;
- Основные виды проверки