logo
тимог111

1. Наблюдение в процессе обучения географии

В методике географии наблюдение понимается как непосредственное восприятие учащимися объектов и процессов в природе и на производстве с целью формирования географических представлений, понятий и практических умений.

Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т.е. с отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления.

Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, но не мыслить, чтобы в сознании возникал «верный снимок объективной действительности».

Умение наблюдать важно для выработки ценных качеств характера

учащиеся: пытливости, наблюдательности, сознательности, умения творчески мыслить.

Упражнения учащихся в наблюдениях полезны и в следующих отношениях.

-они прививают интерес к знаниям по географии,

- приучают их сознательно усваивать географический материал.

Следует систематически развивать у учащихся умения наблюдать на географической площадке, во время экскурсий и походов, на уроках практических занятиях, внешкольных занятиях.

Умение наблюдать, можно выработать у учащихся лишь в результате правильно организованных и систематически в определенной последовательности проводимых упражнений.

Успех организации наблюдений определяется:

Четкостью цели наблюдения и подготовкой учащихся к наблюдению

Рассмотрим требования к проведению наблюдений погоды.

Для понимания причин изменений погоды и зависимости между отдельными ее компонентами нужны длительные наблюдения в строго продуманной системе.

Простейшие наблюдения погоды дети ведут уже в начальной школе в связи с наблюдением сезонных изменений в природе.

В 6 классе наблюдения за погодой продолжаются, ведутся дежурными (2-3) человека, результаты записывают в общеклассный календарь погоды.

Перед организацией наблюдений на этом этапе учащимся предлагается вспомнить:

- Как обозначается t ниже 0?

- Как узнать по стрелкам, в какую сторону дует ветер?

- Как изображается облачность?

- Как по значкам узнать характер выпавших осадков?

- Какие явления называются особыми?

Перед изучением темы «Атмосфера» в наблюдения включаются все учащиеся, и программа наблюдений усложняется.

Вводится 3-х разовое наблюдение, позволяющее накопить материал для получения данных со среднесуточной, среднемесячной t, давления, силы ветра в баллах, видах облаков.

В целях подготовки детей к фронтальным наблюдениям по усложненной программе проводится беседа на основе классных наблюдений за предшествующие месяцы.

Вопросы:

- В какой день месяца температура воздуха была низкой?

- Как понижение температуры сказалось на давлении воздуха?

- Как понижение давления повлияло на силу ветра?

- В каком направлении в эти дни дули ветра?

- Какие в эти дни преобладали осадки? Облака?

- Какие осадки выпадали в эти дни?

- Почему в один из дней с утра шел мокрый снег, а во второй половине дня выпадение снега прекратилось?

- Какие в эти дни дули ветра?

Результаты фронтальных наблюдений записываются в индивидуальных дневниках погоды и одновременно дежурные заносят их в общеклассный календарь.

В конце месяца вычерчиваются графики изменения t за месяц, роза ветров, диаграммы количества ясных, облачных и пасмурных дней, а также дней с осадками.

При анализе дневников погоды особое внимание обращается на выяснение связей между элементами погоды.

Например, на основе записей в дневнике могут быть выяснены следующие связи.

  1. Как изменилась температура воздуха по месяцам?

Правильность ответа сопоставить с изменением средних t по месяцам. Какой вывод можно сделать?

  1. Как изменилось состояние облачности по месяцам?

В каком месяце наблюдалось наибольшее количество ясных дней? В какой месяц наименьшее количество? Вывод можно сделать об изменении облачности по месяцам?

  1. Какие выпадали осадки в сентябре? А в ноябре?

Почему в ноябре появились снежинки?

  1. Какие ветра преобладали в сентябре? А в ноябре?

  2. Как изменилась высота солнца по месяцам?

В каком месяце Солнце стояло выше над горизонтом? В каком месяце наиболее низко?

  1. Из каких же элементов слагается погода? Назовите элементы погоды? Каков по вашему мнению общий признак, характеризующий погоду?

Какую общую закономерность по месяцам можно проследить в изменении погоды?

Можно организовать фенологические наблюдения за погодой по месяцам.

Наблюдения над погодой по местным признакам.

Признаки ясной погоды:

  1. При восходе солнца и заходе Солнца заря золотисто-розовая.

  2. Дым от костров и из труб поднимается вверх прямо.

  3. Правильный ход изменения силы ветра: с утра - легкий ветерок, к полудню ветер усиливается, к вечеру стихает.

Признаки ненастной погоды:

  1. Небо заволакивает пелена облаков, облака низко несутся над земной поверхностью.

  2. Ветер к вечеру усиливается.

Наблюдения над изменением высоты Солнца и сменой времен года.

Школьник должен уяснить основную причину смены времен года.

А- зависимость температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом

Измерение проводить в 8:00, 13:00, 20:00 в градусах с помощью вертикального угломера

Б- влияние высоты Солнца над горизонтом на смену времен года.

Наблюдение над влиянием высоты Солнца на смену времен года следует проводить в течение всего года.

23- сентября

22- декабря

23- марта

22- июня

- Какова средняя t воздуха в этот день?

- Какова продолжительность дня и ночи?

- Насколько правильно день 23 сентября назван днем осеннего равноденствия?

Наблюдение для выработки представлений о различных формах земной поверхности.

  1. Ознакомление с нивелиром (обследование холма) подошва, холм (пологий и крутой склон)

  2. Выработка представлений об относительной и абсолютной высоте.