logo
тимог111

4. Игровая технология

Игры в практике обучения используются давно. Игра может рассматриваться с разных позиций:

-как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности;

-как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;

-как форма активного обучения (нестандартный урок);

-как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы);

-как новая технология обучения.

Представленная ниже классификация базируется на двух признаках: характере действий и содержании.

Классификация игр:

ИГРЫ

Естественные Искусственные

Детей Животных Академические Неакадемические

Имитационные Неимитационные

Ребусы Кроссворды Символические

Разыгрывание ролей

Игровое проектирование

Деловые игры

Анализ конкретных

ситуаций

Имитационные (ролевые) игры требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей.

Деловая игра есть частный, более структурированный вариант «исполнения ролей». Делова игра – сильный стимулятор активной учебной деятельности школьников. Здесь достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем.

Подготовка к проведению ролевой игры начинается после того, как сформулирована и осознана идея или смысловая ситуация, которая требует усвоения через проигрывание ее в группе участников. Проходит несколько больших этапов:

1.Полготовытельный этап-планирование ролевой игры. Это важнейший этап подготовки. Необходимо:

- отобрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация.

- наметить роль или группы участников.

-предусмотреть «реквизит», справочные материалы и т.д.

- обдумать как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.

-решить, как использовать результаты игры.

- выбрать время, подходящее для всех учеников, и место, удобное для разыгрывания ситуации.

2.Организационный этап. На этом этапе формулируется цель игры для школьников и дается необходимая информация. Участники игры должны четко представлять себе проблему, соотнести проблему с поставленной целью.

3.Самостоятельная работа учащихся. На этом этапе активно используется практический опыт каждого участника игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем и задач.

4.Заключительный этап – это межгрупповая дискуссия. От каждой малой группы выступает представитель, который докладывает групповой вариант разрешения рассматриваемой проблемы.

Характерные особенности игровой технологии:

  1. Активность – основной принцип игровой деятельности.

  2. Открытость и доступность заключается в том, что любая игра должна быть проста и понятна.

  3. Групповой характер игровой деятельности: между участниками существует зависимость в освоении нового материала, эта цель может быть достигнута только совместными усилиями.

  4. Занимательность и эмоциональность.

  5. Целеустремленность участника игры, совпадение его личных целей с целями группы.

  6. Состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности.

  7. Реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов.

  8. Индивидуальность: в процессе игры развиваются личностные качества школьника.

  9. Символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

Все свидетельствует о том, что в процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.