logo
тимог111

3.Экологическое содержание школьной географии.

Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблемах, по обоснованию путей их решения. В школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. К их числу относятся представления о целостности природы, взаимосвязи всех ее компонентов и процессов, о природных комплексах, географической оболочке , биосфере, ландшафтах, круговороте веществ в природе и т.п.

Географические знания, которые школьники получают в 6 классе, открывают возможности обосновать представление о целостности природы Земли, о ее роли в жизни каждого человека, осознать необходимость соизмерения любого вида хозяйственной деятельности и поведения людей в природе с ее законами, с необходимостью экологических ограничений.

В 7 классе при изучении материков и океанов учащиеся получают представление о пространственной дифференциации взаимодействия природы и общества, о специфике антропогенных изменений природных ландшафтов применительно к разным материкам и океанам, о региональных мерах по охране природы, о заповедниках и национальных парках, их территориальном размещении. В заключении курса рассматриваются также некоторые глобальные геоэкологические проблемы.

Основное внимание в области геоэкологии в 8 классе сосредоточивается на проблемах охраны природы, на антропогенных изменениях условий природных комплексов и крупных регионов России, и стран нового зарубежья.

Принципы рационального природопользования, экологические аспекты географии наиболее полно представлены в учебниках географии для 9 класса. В этом классе на конкретных примерах рассматриваются сложные вопросы взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека. Причем они рассматриваются как в региональном аспекте, так и в хозяйственно отраслевом.

Одна из сложных задач экологического образования - как соединить в сознании учащихся экологические проблемы с конкретными видами труда. Наибольшие возможности для решения этих задач открываются в курсе географии в 9 классе.

Основные географические курсы в 7-9 классах построены преимущественно по региональному принципу. На более высоком уровне эти проблемы представлены в курсе 10 класса. Общая характеристика мира в нем начинается с изучения роли экологических проблем в жизни человеческого общества, а завершается обоснованием их места в ряду глобальных проблем человечества.

Изучение экологических проблем следует строить с позиции гуманизации общего образования. Гуманизация выражается через идеи формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на приоритетность задач сохранения жизни на Земле - спасение человечества от экологических и ядерных катастроф. Осознание сложных социально-политических и экономических процессов, несущих за собой экологические бедствия для сотен миллионов людей, приобретает острое гуманистическое значение. В курсе экономической и социальной географии мира, где изучаются индустриально развитые и развивающиеся страны, эти процессы могут быть рассмотрены достаточно широко.