4. Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.
Ведь у традиционного урока наблюдается четкое распределение времени и последовательности таких структурных элементов, как проверка знаний и умений, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание. Такой комбинированный урок утомляет учащихся, снижает их познавательную активность. Самое продуктивное время тратится на проверку результатов обучения. На изучение нового материала остается мало времени, что не позволяет осуществлять полный цикл познавательных действий:
-восприятие;
-осмысление;
-запоминание;
-упражнение;
-последующее повторение и усвоение.
Поэтому у современного урока иная логика построения процесса обучения, происходит слияние его отдельных этапов.
Главное на уроке - применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале.
В ходе их решения осуществляется проверка ранее усвоенного, осмысление и запоминание нового. Основная обучающая часть урока приходится на его начало,на самую продуктивную.
5. Традиционный урок – урок одиночка, он не связан с другими формами организации обучения и с уроками по другим дисциплинам.
Современный урок носит межпредметный характер, он тесно связан с экскурсиями, проводится вне стен класса (на экологической тропе, в микрозаповеднике, в библиотеке). Он может быть проведен в рамках 2-3х предметов (биология, химия, география).
6. На традиционном уроке почти отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы.
Современный урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников.
Оставаясь основной формой организации учебного процесса урок изменяется. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.
Существенными признаками урока географии служат:
-тесная связь с событиями современности;
-реализация краеведческого принципа обучения;
-экологическая направленность.
Необходимо уделять внимание развитию познавательной деятельности, формированию способностей, обучению самостоятельным действиям, постановке познавательных задач, решению учебных задач, развитию речевой деятельности, ведению дискуссий.
Показателями качества не может быть эрудиция и метод мастерства учителя. Главный показатель – организация деятельности учащихся.
Литература:
Даринский А.В. Урок географии в средней школе. – М., 1984.
Крылова О.В. Интересный урок географии. – М., 1989.
Панчешникова Л.М. Урок географии. ( Методические рекомендации). –М., 1990.
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.
- Лекция №1
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2.Различия между традиционным и современным уроком.
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2. Различия между традиционным и современным уроком.
- 1)Цели урока.
- 4. Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.
- Лекция №2
- 3.Подготовка учителя к уроку.
- 1.Типология уроков географии.
- 2.Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии
- Лекция №3 Нетрадиционные уроки географии. Новые методические приемы.
- 1. Классификация уроков
- Лекция №4
- 1. Школьная лекция
- 2.Практикум
- 3. Урок диалог
- 5. Урок зачет
- Лекция №5
- 2. Модульная технология
- 3. Технология применения опорных сигналов (лос и лок)
- 4. Игровая технология
- 5. Технология проектной деятельности
- 1.Принципы обучения географии
- 2.Цели экологического образования.
- 3.Экологическое содержание школьной географии.
- 4.Основные пути экологизации географического образования
- Лекция №7 Система средств обучения географии
- Географическая карта и методика работы с ней.
- 2.Содержание картографических знаний в школьной географии.
- 3.Формирование умений работы с картами.
- 1.Практические работы и методика их проведения
- 2.Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения географии.
- Межпредметные связи в обучении географии. Значение, функции, виды
- 2.Реализация межпредметных связей как условие формирования мировоззрения
- 3. Опорные, сопутствующие, перспективные межпредметные связи
- Изучение причинно-следственных связей и общих географических закономерностей
- 2.Формирование знаний об общих географических закономерностях
- 1.Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии
- 3.Географическая площадка
- 1. Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии.
- 3. Географическая площадка.
- 9 Класс.
- 1) Называть и (или) показывать;
- 2) Определять(измерять);
- 3)Описывать;
- 4) Объяснять;
- 5)Прогнозировать;
- Основные виды проверки