logo
тимог111

4.Основные пути экологизации географического образования

Экологическое содержание школьных географических курсов может быть усилено и раскрыто разными способами:

-путем расширения экологической информации;

-в формировании экологического мышления.

Изучение сфер материального производства и хозяйственного освоения территорий позволяет выявить экологические следствия производственной деятельности, меры по защите природной среды.

Среди обширного круга экологических задач региональные экологические проблемы целиком находятся в фокусе внимания географии. Под региональными понимаются ситуации во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения географических и экологических знаний, становления и формирования экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Проблемность в данном случае вытекает из самого изучаемого материала, а не оказывается лишь надстроечной методической конструкцией.

Одним из наиболее эффективных способов изучения региональных экологических проблем является дискуссия. Вопросы для дискуссии предлагаются заранее в порядке выполнения домашнего задания.

Изучение региональных геоэкологических проблем возможно также с помощью организации деловых игр. Наиболее удобной формой проведения игры является составление регионального географического прогноза.

Многие географические понятия используются в качестве опорных при изучении экологических вопросов в курсах биологии, физики и химии. В свою очередь, географо-экологические знания могут быть углублены и расширены, приобрести интеграциионный характер за счет включения в них данных других предметов. В этом проявляется межпредметный характер экологического образования.

Традиционная для географии работа с картой может найти широкое применение в процессе экологического образования. С помощью карты можно конкретизировать эколого-географические связи, перевести их на уровень зрительных образов. Для целей экологического образования могут быть использованы любые картографические материалы атласов и учебников.

Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой. В процессе изучения географии оно осуществляется посредством практических работ на местности. В их число следует включать и наблюдения за характером воздействия человека на природную среду, за антропогенными изменениями природных условий.

Для развития конкретно-экологического мышления учащихся, формирования потребностей общения с природой, навыков экологически обоснованной деятельности особенно полезны экскурсии, в содержание которых входят геоэкологические наблюдения. В начале экскурсионного маршрута перед учащимися должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера. К их числу, относятся такие вопросы: каково качество воды в реках и прудах? Для каких целей эту воду можно использовать? Чем загрязняется вода в водоемах? Откуда они поступают? Как загрязнения влияют на природные особенности реки или озера? Какие меры надо предпринять для защиты и сохранения благоприятных качеств водоемов? Подобного рода вопросы возможны и при организации наблюдений за атмосферными процессами и воздухом.

Таблица практических работ на местности по изучению взаимоотношений человека и природы.

Класс

Название практической работы

Рекомендуемая система заданий

6

Изучение форм поверхности, характера залегания пород.

1.Какое влияние на поверхность изучаемой территории оказывает деятельность людей (карьеры, котловины, насыпи, плотины и т.д.)?

2.Каково состояние исследуемой территории (наличие свалок, кострищ, следов вытаптывания, разрушения почв, устройств по охране природы и т.д.)

3.Какие меры принимаются по восстановлению использования поверхности?

Ознакомление с водами, их использованием и охраной.

1.Каково состояние прилегающей к гидрологическому объекту местности (наличие растительности, ее состояние, следы деятельности человека и т.д.)?

2.Какое влияние оказывает прилегающая местность на исследуемый объект?

3.Что необходимо сделать по улучшению состояния прилегающей местности и самого гидрологического объекта?

4.Что можете сделать вы?

Выявление взаимосвязи между компонентами природного комплекса своей местности.

Использование природного комплекса населением, изменение, охрана.

1.Как используются человеком пойма реки и каково влияние его деятельности (на каком расстоянии от реки ведется распашка, в каком направлении по отношению к реке; какие и в каких количествах применяются удобрения, правильно ли это; осуществляется ли выпас скота; имеются ли его последствия и в чем они проявляются)?

1.Какие меры по охране поймы принимаются? Что еще можно предпринять? Что предлагаете вы?

7

Описание природных комплексов с выявлением их особенностей и характера воздействия на них человека.

1.Установите, в результате чего идет рост оврага (под действием талых и дождевых вод, деятельности человека: распашка территории вблизи оврага, уничтожение растительности).

2.Какова роль растительности в развитии оврага?

3.Каково влияние оврага на окружающую местность?

4.Какие меры необходимо предпринять для предупреждения развития оврага?

8

Изучение местного предприятия и описание его по плану

Обоснуйте с точки зрения рационального природопользования деятельность предприятия:

а) расход сырья, воды, топлива на единицу продукции;

б) производственно-территориальные связи по сырью, топливу, отходам производства, готовой продукции;

в) применение ресурсосберегающей технологии;

г) использование отходов производства;

д) меры предупреждения вредного воздействия предприятия на окружающую среду, их эффективность;

е) обеспечение безопасности труда людей, занятых в производстве;

ж) экологическая оценка деятельности данного предприятия.

При изучении рельефа на местности следует обращать внимание на характер и интенсивность эрозионных процессов, на причины возникновения и развития антропогенного микрорельефа.

Во время экскурсий на промышленные предприятия необходимо уделять особое внимание на влияние производства на экологические условия, организацию ресурсо- и средосберегающих технологий, работу малых и крупных очистных сооружений, малоотходных производств.

При изучении сельскохозяйственного предприятия характер экологических вопросов и наблюдений определяется местными природными и хозяйственными условиями.

Например: какие природные ресурсы и компоненты используются в сельскохозяйственной деятельности? В чем проявляется воздействие природных условий на сельскохозяйственное производство? С какими нежелательными следствиями сельскохозяйственного производства на природную среду необходимо бороться? Какие изменения произошли в состоянии природных комплексов в результате сельскохозяйственной деятельности?

Эффективным средством экологического образования и воспитания является учебная экологическая тропа. Она позволяет проводить работу по экологическому обучению школьников непосредственно в природе. Учебная экологическая тропа-это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут, на котором проводятся учебные географические экскурсии и геоэкологические наблюдения, осуществляется природоохранительная деятельность детей. Работа на экологической тропе способствует развитию экологического мышления, стимулирует потребности в осознанном познании окружающей среды и стремление к личному участию в ее сохранении и улучшению. Экологические тропы создаются на территории различных природных комплексов в лесу, лесопарке, городском парке, в зонах отдыха и т.п. К маршруту тропы предъявляются следующие требования:

  1. Информационная емкость.

  2. Эмоциональная выразительность.

  3. Возможность раскрытия местных ландшафтно-географических особенностей.

  4. Наличие благоприятных условий, помогающих соединить естественнонаучное обучение с воспитанием эстетических, нравственных и других свойств личности.

  5. Создание маршрута с максимально возможным сохранением природной среды.

  6. Максимальная доступность и безопасность маршрута.

Общая протяженность учебной экологической тропы рекомендуется не более 2-3 км. Маршрут такой длины рассчитан на экскурсию продолжительностью в 2-2,5 часа.

В экскурсионный маршрут целесообразно включать и антропогенные объекты. Это геологические, геоморфологические, гидрологические, почвенные, ботанические, зоологические объекты, природные и антропогенные гео - и экосистемы.

С каждым годом в общем числе учащихся возрастает абсолютная численность и относительная доля школьников-горожан. Поэтому необходимой частью экологического образования является эколого- краеведческое обучение школьниками своего города. Наблюдения и оценка экологических свойств, как отдельных частей городской среды, так и их совокупности может представлять специальное содержание геоэкологических экскурсий. Во время городских экскурсий необходимо акцентировать внимание учащихся на воздействии предприятий и транспорта на природные условия, экологическое состояние окружающей среды. В целом эколого-краеведческое обучение имеет значительные возможности для организации широкого комплекса эколого-географических наблюдений со школьниками.

Литература:

1. Гайсин И.Т. Преемственность и непрерывность экологического образования. Монография – Казань: КГПУ, 2008.

2. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. – М.: Просвещение, 1990.

4. Махов С.И. Формирование экологических умений в школьном курсе « География России» Методическое пособие. РГПУ им. Герцена, СПб., 1999.

5. Михеев А.В., Пашканг К.В., РодзевичН.Н., Соловьева М.П. Охрана природы. – М.: Просвещение, 1990.

6. Организация экологического образования в школе/ Под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. – Изд. Проблемного Совета по экологическому образованию АПН, 1990.

7. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. Спец. Высш. Пед. учеб. заведений и учителей географии. – м.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320 с.

8. Финаров Д.П. Особенности методики экологического прогнозирования при изучении родного края. В сб. « Природное и культурное наследие Петербурга» СПб, Образование, 1995.

9. Финаров Д.П., Жустров М.И. О правилах поведения учащихся в природе// География в школе, №3, 1984.