4.Основные пути экологизации географического образования
Экологическое содержание школьных географических курсов может быть усилено и раскрыто разными способами:
-путем расширения экологической информации;
-в формировании экологического мышления.
Изучение сфер материального производства и хозяйственного освоения территорий позволяет выявить экологические следствия производственной деятельности, меры по защите природной среды.
Среди обширного круга экологических задач региональные экологические проблемы целиком находятся в фокусе внимания географии. Под региональными понимаются ситуации во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения географических и экологических знаний, становления и формирования экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Проблемность в данном случае вытекает из самого изучаемого материала, а не оказывается лишь надстроечной методической конструкцией.
Одним из наиболее эффективных способов изучения региональных экологических проблем является дискуссия. Вопросы для дискуссии предлагаются заранее в порядке выполнения домашнего задания.
Изучение региональных геоэкологических проблем возможно также с помощью организации деловых игр. Наиболее удобной формой проведения игры является составление регионального географического прогноза.
Многие географические понятия используются в качестве опорных при изучении экологических вопросов в курсах биологии, физики и химии. В свою очередь, географо-экологические знания могут быть углублены и расширены, приобрести интеграциионный характер за счет включения в них данных других предметов. В этом проявляется межпредметный характер экологического образования.
Традиционная для географии работа с картой может найти широкое применение в процессе экологического образования. С помощью карты можно конкретизировать эколого-географические связи, перевести их на уровень зрительных образов. Для целей экологического образования могут быть использованы любые картографические материалы атласов и учебников.
Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой. В процессе изучения географии оно осуществляется посредством практических работ на местности. В их число следует включать и наблюдения за характером воздействия человека на природную среду, за антропогенными изменениями природных условий.
Для развития конкретно-экологического мышления учащихся, формирования потребностей общения с природой, навыков экологически обоснованной деятельности особенно полезны экскурсии, в содержание которых входят геоэкологические наблюдения. В начале экскурсионного маршрута перед учащимися должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера. К их числу, относятся такие вопросы: каково качество воды в реках и прудах? Для каких целей эту воду можно использовать? Чем загрязняется вода в водоемах? Откуда они поступают? Как загрязнения влияют на природные особенности реки или озера? Какие меры надо предпринять для защиты и сохранения благоприятных качеств водоемов? Подобного рода вопросы возможны и при организации наблюдений за атмосферными процессами и воздухом.
Таблица практических работ на местности по изучению взаимоотношений человека и природы.
Класс | Название практической работы | Рекомендуемая система заданий |
6 | Изучение форм поверхности, характера залегания пород. | 1.Какое влияние на поверхность изучаемой территории оказывает деятельность людей (карьеры, котловины, насыпи, плотины и т.д.)? 2.Каково состояние исследуемой территории (наличие свалок, кострищ, следов вытаптывания, разрушения почв, устройств по охране природы и т.д.) 3.Какие меры принимаются по восстановлению использования поверхности? |
| Ознакомление с водами, их использованием и охраной. | 1.Каково состояние прилегающей к гидрологическому объекту местности (наличие растительности, ее состояние, следы деятельности человека и т.д.)? 2.Какое влияние оказывает прилегающая местность на исследуемый объект? 3.Что необходимо сделать по улучшению состояния прилегающей местности и самого гидрологического объекта? 4.Что можете сделать вы? |
| Выявление взаимосвязи между компонентами природного комплекса своей местности. Использование природного комплекса населением, изменение, охрана. | 1.Как используются человеком пойма реки и каково влияние его деятельности (на каком расстоянии от реки ведется распашка, в каком направлении по отношению к реке; какие и в каких количествах применяются удобрения, правильно ли это; осуществляется ли выпас скота; имеются ли его последствия и в чем они проявляются)? 1.Какие меры по охране поймы принимаются? Что еще можно предпринять? Что предлагаете вы? |
7 | Описание природных комплексов с выявлением их особенностей и характера воздействия на них человека. | 1.Установите, в результате чего идет рост оврага (под действием талых и дождевых вод, деятельности человека: распашка территории вблизи оврага, уничтожение растительности). 2.Какова роль растительности в развитии оврага? 3.Каково влияние оврага на окружающую местность? 4.Какие меры необходимо предпринять для предупреждения развития оврага? |
8 | Изучение местного предприятия и описание его по плану | Обоснуйте с точки зрения рационального природопользования деятельность предприятия: а) расход сырья, воды, топлива на единицу продукции; б) производственно-территориальные связи по сырью, топливу, отходам производства, готовой продукции; в) применение ресурсосберегающей технологии; г) использование отходов производства; д) меры предупреждения вредного воздействия предприятия на окружающую среду, их эффективность; е) обеспечение безопасности труда людей, занятых в производстве; ж) экологическая оценка деятельности данного предприятия. |
При изучении рельефа на местности следует обращать внимание на характер и интенсивность эрозионных процессов, на причины возникновения и развития антропогенного микрорельефа.
Во время экскурсий на промышленные предприятия необходимо уделять особое внимание на влияние производства на экологические условия, организацию ресурсо- и средосберегающих технологий, работу малых и крупных очистных сооружений, малоотходных производств.
При изучении сельскохозяйственного предприятия характер экологических вопросов и наблюдений определяется местными природными и хозяйственными условиями.
Например: какие природные ресурсы и компоненты используются в сельскохозяйственной деятельности? В чем проявляется воздействие природных условий на сельскохозяйственное производство? С какими нежелательными следствиями сельскохозяйственного производства на природную среду необходимо бороться? Какие изменения произошли в состоянии природных комплексов в результате сельскохозяйственной деятельности?
Эффективным средством экологического образования и воспитания является учебная экологическая тропа. Она позволяет проводить работу по экологическому обучению школьников непосредственно в природе. Учебная экологическая тропа-это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут, на котором проводятся учебные географические экскурсии и геоэкологические наблюдения, осуществляется природоохранительная деятельность детей. Работа на экологической тропе способствует развитию экологического мышления, стимулирует потребности в осознанном познании окружающей среды и стремление к личному участию в ее сохранении и улучшению. Экологические тропы создаются на территории различных природных комплексов в лесу, лесопарке, городском парке, в зонах отдыха и т.п. К маршруту тропы предъявляются следующие требования:
Информационная емкость.
Эмоциональная выразительность.
Возможность раскрытия местных ландшафтно-географических особенностей.
Наличие благоприятных условий, помогающих соединить естественнонаучное обучение с воспитанием эстетических, нравственных и других свойств личности.
Создание маршрута с максимально возможным сохранением природной среды.
Максимальная доступность и безопасность маршрута.
Общая протяженность учебной экологической тропы рекомендуется не более 2-3 км. Маршрут такой длины рассчитан на экскурсию продолжительностью в 2-2,5 часа.
В экскурсионный маршрут целесообразно включать и антропогенные объекты. Это геологические, геоморфологические, гидрологические, почвенные, ботанические, зоологические объекты, природные и антропогенные гео - и экосистемы.
С каждым годом в общем числе учащихся возрастает абсолютная численность и относительная доля школьников-горожан. Поэтому необходимой частью экологического образования является эколого- краеведческое обучение школьниками своего города. Наблюдения и оценка экологических свойств, как отдельных частей городской среды, так и их совокупности может представлять специальное содержание геоэкологических экскурсий. Во время городских экскурсий необходимо акцентировать внимание учащихся на воздействии предприятий и транспорта на природные условия, экологическое состояние окружающей среды. В целом эколого-краеведческое обучение имеет значительные возможности для организации широкого комплекса эколого-географических наблюдений со школьниками.
Литература:
1. Гайсин И.Т. Преемственность и непрерывность экологического образования. Монография – Казань: КГПУ, 2008.
2. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. – М.: Просвещение, 1990.
4. Махов С.И. Формирование экологических умений в школьном курсе « География России» Методическое пособие. РГПУ им. Герцена, СПб., 1999.
5. Михеев А.В., Пашканг К.В., РодзевичН.Н., Соловьева М.П. Охрана природы. – М.: Просвещение, 1990.
6. Организация экологического образования в школе/ Под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. – Изд. Проблемного Совета по экологическому образованию АПН, 1990.
7. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. Спец. Высш. Пед. учеб. заведений и учителей географии. – м.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320 с.
8. Финаров Д.П. Особенности методики экологического прогнозирования при изучении родного края. В сб. « Природное и культурное наследие Петербурга» СПб, Образование, 1995.
9. Финаров Д.П., Жустров М.И. О правилах поведения учащихся в природе// География в школе, №3, 1984.
- Лекция №1
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2.Различия между традиционным и современным уроком.
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2. Различия между традиционным и современным уроком.
- 1)Цели урока.
- 4. Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.
- Лекция №2
- 3.Подготовка учителя к уроку.
- 1.Типология уроков географии.
- 2.Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии
- Лекция №3 Нетрадиционные уроки географии. Новые методические приемы.
- 1. Классификация уроков
- Лекция №4
- 1. Школьная лекция
- 2.Практикум
- 3. Урок диалог
- 5. Урок зачет
- Лекция №5
- 2. Модульная технология
- 3. Технология применения опорных сигналов (лос и лок)
- 4. Игровая технология
- 5. Технология проектной деятельности
- 1.Принципы обучения географии
- 2.Цели экологического образования.
- 3.Экологическое содержание школьной географии.
- 4.Основные пути экологизации географического образования
- Лекция №7 Система средств обучения географии
- Географическая карта и методика работы с ней.
- 2.Содержание картографических знаний в школьной географии.
- 3.Формирование умений работы с картами.
- 1.Практические работы и методика их проведения
- 2.Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения географии.
- Межпредметные связи в обучении географии. Значение, функции, виды
- 2.Реализация межпредметных связей как условие формирования мировоззрения
- 3. Опорные, сопутствующие, перспективные межпредметные связи
- Изучение причинно-следственных связей и общих географических закономерностей
- 2.Формирование знаний об общих географических закономерностях
- 1.Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии
- 3.Географическая площадка
- 1. Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии.
- 3. Географическая площадка.
- 9 Класс.
- 1) Называть и (или) показывать;
- 2) Определять(измерять);
- 3)Описывать;
- 4) Объяснять;
- 5)Прогнозировать;
- Основные виды проверки