logo
тимог111

2.Реализация межпредметных связей как условие формирования мировоззрения

В содержании географического образования в процессе обучения физической и экономической географии межпредметные связи выполняют образовательную функцию. Поэтому определяющее при отборе этих связей-это их роль в объяснении существенных черт изучаемых географических объектов и явлений.

Анализ текста учебника позволяет выделить 2 подхода к реализации межпредметных связей. Один из них - это такое изложение учебного материала, понимание которого возможно только с опорой на знание по другим учебным предметам.

Другой вид- такое изложение, когда авторы аппелируют к знаниям школьников по другим учебным предметам.

Так, при изучении солнечной радиации в курсе 8 класса (физическая география России) учащимся предлагается вспомнить о трех видах передачи тепла, с которыми они знакомы по курсу физики: теплопроводность, конвекции, излучения.

При изучении физической географии особенно большое значение имеют межпредметные связи с физикой, биологией, химией. Привлечение знаний по этим предметам позволяет раскрыть причины многих физико-географических процессов и явлений и тем самым создается научная база для мировоззренческих выводов и обобщений.

Важность связей с курсом физики определяется тем, что ее фундаментальные законы лежат в основе всех естественных наук. Наибольшими возможностями для осуществления МПС обладает курс «Физическая география России» (8 класс).

При изучении рельефа геологического строения и полезных ископаемых привлекаются знания по физике о строении вещества, его состояниях, плотности, силе тяжести, силе взаимодействия молекул. На основе этих знаний раскрывается процесс выветривания, объясняется механизм образования платформ и геосинклиналей , тектоническое движение земной коры.

Изучение климатических условий опирается на знания по физике о тепловых явлениях: теплопроводности, конвекции, излучении, единицах количества теплоты, удельной теплоемкости и т.д., которые помогают формированию таких понятий, как «солнечная радиация», «воздушная масса», «океанические течения».

Для научного объяснения взаимосвязей в ПК и причин образования почв необходимо во всех курсах географии привлекать знания о биологическом круговороте веществ (биология).

Так, в 6 классе при изучении темы «Взаимосвязь компонентов природы» знания по природоведению и ботанике помогают объяснить круговорот веществ между растениями и атмосферой, растениями и поверхностью литосферы, дать элементарные понятия об образовании почв.

В курсах географии материков и океанов, физической географии России на основе знаний о биологическом круговороте раскрываются особенности формирования почв в разных природных зонах, например, причины сильного накопления гумуса в степных почвах и наоборот причины бедности латеритных почв питательными веществами, несмотря на, наличие в тропиках большого объема биомассы.

Установление межпредметных связей начального курса физической географии и ботаники положительно воздействует на формирование понятия «ПТК» и «растительные сообщества» в изучении растительного мира и почв.

Одно из существенных различий состоит в том, что в курсах биологии выясняется, как влияет окружающая среда на строение и жизнедеятельность растений и животных.

При изучении географии внимание сосредоточено на объяснении состава и размещения растительного и животного мира в зависимости от физико-географических условий.

Повышая научный уровень объяснений, МПС подготавливают базу для мировоззренческого вывода, о материальности изучаемых географических объектов, процессов, явлений, об объективности законов развития географической среды.

Благодаря МПС учащиеся узнают, что в основе физико-географических процессов и явлений лежат физические, химические и биологические законы, это способствует формированию идеи о целостности географической среды, о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, о том, что взаимодействие компонентов географического образования проявляется в обмене веществ и энергии.

Межпредметные связи - средство осуществления принципа историзма при изучении географической среды. Историзм присущ диалектико- материалистическому взгляду на мир.

Историзм в процессе обучения физической географии достигается путем введения некоторых геологических и палеографических данных в программу и учебники знаний по эволюции растительного и животного мира.

Эти сведения необходимы для объяснения особенностей природных зон отдельных материков, а именно для ответа на вопросы:

-Почему растительный и животный мир в зоне влажных экваториальных лесов и саванн при сходных климатических условиях неодинаковы, по своему составу на разных материках?

-Почему в составе растительного и животного мира тундры, лесотундры, тайги в Евразии и Северной Америке наблюдается большое сходство, хотя между материками не существует сухопутной связи?

-Чем вызвано своеобразие растительного и животного мира Южной Америки и Австралии?

Связь с физикой позволяет учащимся глубже понять причины и механизм перехода количественных изменений в качественные. Так, без опоры на знания по физике зависимость климата от географической широты местности может быть раскрыта лишь в словесной форме: широта больше - количество тепла меньше, широта меньше - количества тепла больше.

Если привлечь знания по физике о количестве теплоты и единицах ее измерения, эту зависимость можно выразить в килокалориях (на 1 кв.см площади в течение года).

Учащимся можно показать, что увеличение суммарной солнечной радиации примерно на 3 ккал см2 в год через каждый градус широты в направлении с севера на юг постепенно приводит к образованию на территории России новых типов климата в том же направлении.

При изучении населения в курсах физической географии у учащихся должно быть сформирована мировоззренческая идея о равенстве рас. Необходимы знания по истории древнего мира, о происхождении и расселении первобытных людей, образе жизни и географических условиях и обитания.

Связь с химией

При изучении темы в 9 классе «Черная металлургия» выплавка чугуна C+O2 CO2; CO2+C - 2CO (угарный газ восстанавливает железо)

Fe2O3+3CO 2Fe+3CO2

Чугунный сплав Fe с углеродом (2-4%)

В 8 классе тема «Дыхание» ( связь с химией: реакция разложения, окислительно - восстановительные процессы, свойства CO2 и O2 с физикой: движение жидкостей и газов, диффузия).

При объяснении озоновых дыр (6 класс, 9-10 классы).

Зимой над Антарктидой возникает околополюсной вихрь, своеобразная воронка из ветров, всасывающая воздух с обширных территорий. Молекулы фреона под воздействием космических лучей высвобождают Cl, он соединяясь с озоном замораживается при - 900С. Весной солнце разрывает соединение, образуя О2 и Сl. Cl вновь соединяется с молекулой озона, превращая ее в О2, а сам снова освобождается. Один атом Cl может разрушить 100 тыс. молекул озона. За несколько весенних недель исчезает 97% озона. Летом вихрь исчезает, воздух, обедненный О3 распространяется по планете, а в Антарктиду поступает воздух из других мест и озоновая дыра затягивается до весны.

В процессе обучения экономической географии особенно большую роль в становлении мировоззрения играют межпредметные связи с историей. Так, например, раскрытие и обоснование идеи «экономическая отсталость развивающихся стран - следствие колониального прошлого и политики неоколониализма» курс экономической географии зарубежных стран обязательно предполагает привлечение знаний по истории ( для объяснения таких черт как: низкий доход на душу населения, колониальная структура и размещение хозяйства).

Анализ литературы по экономической географии позволяет выделить следующие основные аспекты историзма, которые должны найти отражение в процессе обучения:

  1. Исторические причины и условия, которые проявляются в современной географии населения и хозяйства.

  2. Современные тенденции развития населения и хозяйства, темпы роста производства, структурные и территориальные сдвиги.

  3. Перспективное развитие.

  4. Оценка экономико- географического положения территории, ее природных условий и ресурсов в конкретных исторических, социально-экономических и технико-экономических условий.

МПС с историей не исчерпывают всего содержания историзма в обучении экономической географии, но они играют важную роль в его осуществлении, в первую при рассмотрении исторических причин формирования экономической географии стран и регионов.

Установление МПС – наиболее эффективный путь для внедрения историзма в обучение, так как появляется возможность объяснить многие особенности хозяйства путем перестройки ранее полученных знаний, не вводя дополнительный учебный материал.

Так в курсе экономической географии России сведения об освоении русскими переселенцами Сибири и Дальнего Востока позволяет объяснить причины неравномерности размещения населения на территории России.

В характеристике Дальне-Восточного экономического района знания по истории привлекаются с целью объяснить черты «молодости» в хозяйстве Дальнего востока.

Объяснить в 10 классе причины, которые способствовали превращению США в мощную державу, установить причины более высокого развития Севера, по сравнению с другими районами страны.

С опорой на курс истории раскрываются некоторые причины замедления темпов экономического развития Великобритании в период империализма, особенностей классового состава и структуры занятости населения страны.

Обучение географии подводит учащихся к пониманию закона обязательного соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил.

Осуществление МПС с историей развивает у учащихся умение раскрывать связь между историческим прошлым страны, района и современной экономической географии.

МПС играют большую роль в экономическом образовании учащихся. Проблема рационального использования природных ресурсов, охраны и воспроизводства окружающей среды является междисциплинарной по своей сущности.

МПС позволяют показать, что ведение хозяйства без должного учета взаимосвязей в ПК сопровождается отрицательными последствиями в природе и хозяйстве. Примером может служить распространение процессов вторичного засоления и заболачивания во многих давно орошаемых районах Средней Азии в результате неумеренной ирригации. Такие процессы не только сводят к нулю положительный эффект орошения, но и вообще выводят крупные земельные массивы из сельско - хозяйственного обращения. Чтобы понять причины засоления почв, учащиеся должны привлечь свои знания о растворах, полученных в курсе химии, движении жидкости по капилярам из курса физики.

Мероприятия по расслаблению старых солончаков также основаны на физико-химических процессах. Для рассоления почвы солончаки заливают водой на несколько месяцев. Вода растворяет соли и просачивается вниз, уносит их в более глубокие слои. Промывание почвы практикуют в зимние и осенние месяцы, когда восходящее движение почвенных растворов уменьшается.

Необходимо целенаправленно и систематически обучать школьников установлению межпредметных связей, используя с этой целью задания для самостоятельных работ.

Эти задания можно объединить в 3 группы:

  1. Задания, направленные на раскрытие МПС, необходимых для объяснения тех или иных процессов.

-Какие причины, помимо суровых природных условий определили уменьшение плотности населения с запада на восток в России?

-Объясните, какую роль играет растительность в регулировании поверхностного стока.

-Почему Байкал замерзает поздно-в январе, хотя летом вода в нем не прогревается выше +100?

-Влажные экваториальные леса – самое продуктивное растительное сообщество на Земле. Однако красные латеритные почвы, на которых они растут, бедны минеральными веществами. Объясните это противоречие.

2. Обобщающие вопросы и задания, которые требуют обосновать мировоззренческую идею.

-Используя знания по биологии, докажите, что почвы и растительность находятся в постоянном изменении и развитии во времени.

-На примере ПТК покажите, что все процессы и явления в природе находятся в тесной связи и взаимообусловленности (химия, физика, биология).

-Докажите, что в основе многих географических явлений лежат законы физики, химии, биологии.

3. Задания на осуществление МПС в целях объяснения фактов и явлений современной политико - экономической жизни (история и экономическая география).