logo
тимог111

5)Прогнозировать;

Изменение природных объектов под воздействием человеческой деятельности; темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира и т.д.

Данное действие, являясь наиболее сложным, замыкает систему требований к подготовке учащихся. Очевидно, здесь идет речь об обоснованных прогнозах, которые можно осуществить, имея в виду современное состояние объекта, или явления, а также тенденции его развития. Без знаний этого прогнозирование невозможно.

Таким образом, четыре из пяти действий, которыми должны овладеть учащиеся согласно стандарту, основаны на знания. Но в одних случаях проверяется знание на уровне воспроизведения информации («называть»); в другом на уровне понимания («объяснять»), и наконец, применять знания, осуществляя действия «прогнозировать».

Необходимость столь детального анализа стандарта связана с тем, что с подавляющем большинстве современных школьных программ результаты обучения трактуются примерно так же.

Не имея возможности детально анализировать требования к подготовке учащихся, содержащиеся в различных вариантах базисных программ по географии, остановимся лишь на последнем сборнике регламентирующих документов, который подготовлен в Министерстве образования Российской Федерации «Оценка качества подготовке выпускников основной школы по географии». Наряду с обязательным минимумом содержания образования и примерной программой, в сборник в качестве самостоятельных документов вошли требования к уровню подготовки учеников образцы заданий для проверки достигнутого уровня подготовки.

В отличие от стандарта рассматриваемый документ имеет не пять,а шесть уровней требований. На первом месте находится требование «знать» содержание основных понятий и терминов». К сожалению, перечень основных понятий, а тем более терминов не приводится. Предполагается, что он будет определен авторами учебников, методистами или непосредственно учителем. Остальные требования сформулированы идентично стандарту. Однако при этом уменьшено число позиций в каждом из требований. Так, действие «называть» включает в себя лишь восемь позиций, в то время как в стандарте их было более пятидесяти; действие-«объяснять»-пять против тех же пятидесяти. Очевидно, требования стали носить более обобщенный характер. Например: называть основные географические объекты литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы? Или показывать пространственное размещение основных географических объектов, процессов и явлений. При этом перечень «основных географических объектов» как в случае с понятиями и терминами, не приводится. Наиболее обобщенно выглядят требования «описывать» и «прогнозировать». Они содержат лишь по одному требованию:

3. Характеристика и анализ основных видов проверки.

В методике преподавания географии сформировалась позиция, согласно которой необходимо использовать различные формы и способы проверки. При их сочетании образуются основные виды контроля (табл.6)

Т а б л и ц а 6