logo
тимог111

2.Содержание картографических знаний в школьной географии.

Необходимо выделить: 1) знание об особенностях карт (карта как объект изучения); 2) знание географического содержания, заложенного в карте, т.е. карта как источник знаний и как средство наглядности.

Обучаемость школьников в работе с картой определяется тремя позициями: понимать, читать, знать карту.

Понимать карту – значит, усвоить главные свойства карты, знакомство с языком карты, пониманием сущности и свойств географической карты. Понимание карты включает знания геодезической основы (параллели и меридианы), знания математической основы (проекции, масштаб, картографические искажения).

Читать карту – значит, распознавать географическую действительность по ее изображению на карте. Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты. Сложное чтение - установление связей между отображенными на карте явлениями, обобщение сведений, полученных из карты.

Знать карту - понимать, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем многократное упражнение в чтение карт.

Требования к учащимся в знание карты и умении ее читать.

  1. Знание программной географической номенклатуры.

  2. Знание условных знаков карты и понимание ее построения.

Обучение чтению карты слагается из двух последовательных стадий:

1)Школьники учатся давать описание объектов и территорий на основе сочетания условных обозначений и надписей.

2)Учащиеся учатся истолковывать карту, и вскрывать взаимосвязи и зависимости, признаки, которые на карте непосредственно не показаны.

Например, в отношении пустыни Каракумы: на первой стадии учащиеся должны уметь на основе физической карты охарактеризовать рельеф и отметить слабую гидрографическую сеть.

На второй стадии, школьники должны уметь сделать логические умозаключения: о свойстве озер (соленые, бессточные), о климате (жаркий, сухой), о характере заселения (низкая плотность, размещение вдоль больших рек) и т.д.

Умение читать карты включает в свой состав: умение читать условные знаки, умение пользоваться картами любой проекции и любого масштаба, различного содержания, умение элементарно разобраться в картографической сетке карты, в масштабе, контурах, надписях, уметь определять географические координаты, расстояния, направления, размеры, формы и положение географических объектов, умение устанавливать взаимосвязи географических объектов.