1. Школьная лекция
Слушание лекции сложный творческий процесс, к которому учитель последовательно готовит учащихся с младших классах (увеличивая время на рассказ, давая определенные задания). Слушать лекцию, значит понимать содержание, запоминать, выделять, представлять услышанное, причем в быстром темпе.
Отличие от вузовской лекции заключается:
- в мотивации;
- меньшей продолжительностью (30-35 минут);
- в использовании богатого иллюстративного материала (карт, диаграмм, графиков, таблиц, видеофильмов);
- в продуманой обратной связи.
В 8-9 классах при проведении лекции учитель может предложить такие задания, как: следить за объяснением по плану или опорным ключевым словам; вести запись плана по мере изложения материала, т.е. разбивать материал по смысловым блокам, запись против плана привлекаемых источников информации.
Эти задания требуют соединения в быстром темпе 2-х умений – умение слушать и выделять главное в содержании и делать краткие записи (такая задача стоит перед 10 кл.). Поэтому при подготовке и проведении лекции особое внимание уделяется продумыванию заданий на формирование умения слушать и вести записи с опорой на план, записывать тезисы (1 уровень сложности), заданий на самостоятельное выделение главного в содержании - составление планов, схем, резюме (2 уровень).
Например, 1 уровень сложности:
Темы лекций
:1. Введение. Современный мир глазами географии.
2.Этапы взаимодействия природы и общества.
3. География промышленности.
Опора, помогающая слушать лекцию:
1.простой план;
2. план со схемой;
3.тезисы лекции.
Задания учащимся:
1.Записать географические названия, иллюстрирующие содержание, нанести на контурную карту.
2.Записать опорные слова, словосочетания, новые термины. Составить план, вопросы.
3.Раскрыть тезисы.
2 уровень сложности.
Темы: «Основные черты географии США», «Европа. География промышленности».
Задания: самостоятельно составить план, сформулировать краткие выводы.
По дидактическим целям выделяют:
-вводные лекции (мотивация изучения крупного раздела, темы, выделение узловых вопросов, понятий, ознакомление с формами проведения занятий);
-текущие лекции (ознакомление с новой темой, раскрытие ее содержания);
-обобщающие лекции.
По характеру изложения: информационного и проблемного характера.
В кабинете учителя географии можно вывесить памятку «Как обучится умению слушать лекцию»:
1.Запишите тему, уясните цели, характер задания.
2.Ведите краткие записи, так, чтобы сохранить логику.
3.Проведите самопроверку при подведении итогов. Выполните задания.
4.Дома прочитать записи, внесите коррективы.
5.При чтении не отвлекайте учителя.
Лекции имеют большое значение в формировании не только глубоких знаний, но и общеучебных умений: слушать, выделять главное, вести короткие записи.
- Лекция №1
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2.Различия между традиционным и современным уроком.
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2. Различия между традиционным и современным уроком.
- 1)Цели урока.
- 4. Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.
- Лекция №2
- 3.Подготовка учителя к уроку.
- 1.Типология уроков географии.
- 2.Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии
- Лекция №3 Нетрадиционные уроки географии. Новые методические приемы.
- 1. Классификация уроков
- Лекция №4
- 1. Школьная лекция
- 2.Практикум
- 3. Урок диалог
- 5. Урок зачет
- Лекция №5
- 2. Модульная технология
- 3. Технология применения опорных сигналов (лос и лок)
- 4. Игровая технология
- 5. Технология проектной деятельности
- 1.Принципы обучения географии
- 2.Цели экологического образования.
- 3.Экологическое содержание школьной географии.
- 4.Основные пути экологизации географического образования
- Лекция №7 Система средств обучения географии
- Географическая карта и методика работы с ней.
- 2.Содержание картографических знаний в школьной географии.
- 3.Формирование умений работы с картами.
- 1.Практические работы и методика их проведения
- 2.Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения географии.
- Межпредметные связи в обучении географии. Значение, функции, виды
- 2.Реализация межпредметных связей как условие формирования мировоззрения
- 3. Опорные, сопутствующие, перспективные межпредметные связи
- Изучение причинно-следственных связей и общих географических закономерностей
- 2.Формирование знаний об общих географических закономерностях
- 1.Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии
- 3.Географическая площадка
- 1. Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии.
- 3. Географическая площадка.
- 9 Класс.
- 1) Называть и (или) показывать;
- 2) Определять(измерять);
- 3)Описывать;
- 4) Объяснять;
- 5)Прогнозировать;
- Основные виды проверки