logo
НМР_кГЭ_2012

Общее представление о содержании образования. Содержание среднего педагогического образования. Государственный образовательный стандарт.

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается уже упоминавшийся выше личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Тип организации учебного процесса предусматривает соотношение объемов обязательных и элективных курсов в ссузе, обязательной аудиторной и самостоятель­ной внеаудиторной работы, включение обучающихся в учебно-исследователь­скую и научно-исследовательскую работу, ее объем и содержание. В общем виде содержание профессионального образования включает как про­фессиональную, так и общеобразовательную подготовку, представленные не­сколькими разными блоками.

На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания профессионального образования находит отражение в учебном пла­не учебного заведения. В учебном плане содержание образования представлено в свернутом виде. Содержание образования в более развернутом виде представлено в учеб­ных программах; наиболее полно оно раскрывается в учебниках, учебных посо­биях, дидактических материалах, в учебной информации, сообщаемой препо­давателем.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.