logo
НМР_кГЭ_2012

Преподаватель педагогического колледжа как субъект образовательного процесса. Педагогическое мастерство и педагогическое творчество в структуре педагогической культуры.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога, система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. Типичные ролевые педагогические позиции (информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя)

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педаго­гического процесса. Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической техноло­гией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педа­гогического мастерства. В педагогическое мастер­ство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией так­же умения в области педагогической техники, позволяющие вос­питателю с меньшей затратой энергии добиться больших резуль­татов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает посто­янное стремление выйти за пределы достигнутого. Особенности умений и навыков педагогической техники со­стоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.