Принципиальные подходы к обучению и воспитанию. Законы, закономерности, принципы и дидактические правила. Характеристика образовательного процесса в педагогическом колледже.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации. Закономерности педагогического процесса реализуются через принципы. Принципы обучения конкретизируются в дидактические правила (принцип природособразности: правила…). Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.
Основной формой обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования является урок. Каждый урок имеет обучающие, воспитывающие и развивающие цели и включает в себя в разных вариантах такие компоненты, как опрос, объяснение, закрепление, задание на дом. Преподаватели ссуза также используют лекции, семинары, экскурсии, лабораторные, и практические виды занятий. Часто проводят конференции, пред экзаменом проводят консультации. Обучение в ссузе также предусматривает самостоятельную учебную работу, практику курсовое проектирование.
- Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Понятие о педагогике среднего профессионального образования.
- Средние специальные учебные заведения; их роль в подготовке кадров. Непрерывное образование в России: содержание, модель.
- Основные цели образования и воспитания. Характеристика образовательной программы в педагогическом колледже.
- Общее представление о содержании образования. Содержание среднего педагогического образования. Государственный образовательный стандарт.
- Принципиальные подходы к обучению и воспитанию. Законы, закономерности, принципы и дидактические правила. Характеристика образовательного процесса в педагогическом колледже.
- Организационные основы работы педагогического колледжа; структура учебного заведения, задачи, функции, участники педагогического процесса.
- Характеристика педагогической деятельности: цели, задачи, функции, специфика, компоненты.
- Преподаватель педагогического колледжа как субъект образовательного процесса. Педагогическое мастерство и педагогическое творчество в структуре педагогической культуры.
- Понятие рефлексивности. Педагогическая рефлексия как основа выстраивания педагогического процесса в колледже.
- Пути и способы самообразования и самовоспитания преподавателя.
- Индивидуальный стиль деятельности. Педагогическая техника как инструмент взаимодействия педагога со студентами. Имидж педагога.
- Диалоговая форма взаимодействия педагога и студента. Технология педагогического общения.
- Понятие профессиональной этики и педагогического такта. Способы разрешения конфликтных ситуаций в образовательном взаимодействии.
- Педагогическая оценка и отметка в обучении и воспитании студентов педагогического колледжа. Технология педагогического требования.
- Студент педагогического колледжа как субъект образовательного процесса. Возрастные особенности студентов педагогического колледжа.
- Технологии обучения как совокупность форм, методов и средств обучения в педагогическом колледже.
- Деятельностный подход и технология личностно-ориентированного обучения, их место в педагогическом колледже.
- Понятие традиционного обучения. Технология традиционного обучения в педагогическом колледже.
- Понятие нетрадиционного обучения. Технология нетрадиционных учебных занятий.
- Формирование активной позиции студента в образовательном процессе педагогического колледжа.
- Технология самостоятельной работы студентов: виды, содержание, механизмы организации.
- Цели, задачи, содержание, методы и формы воспитания студента в педагогическом колледже.
- Типы, модели, виды воспитания и образования. Традиционная и гуманистическая парадигма образования.
- Значение педагогической практики в образовательном процессе педагогического колледжа.
- Основы научно-исследовательской деятельности студента педагогического колледжа.
- Понятие о методах педагогического исследования. Методы исследования коллектива учащихся педагогического колледжа.
- Некоторые философские подходы к профессионально-личностному самосовершенствованию педагога.
- Средства обучения: сущность и классификация. Технические средства обучения, информационные технологии и дистанционное обучение в педагогическом колледже.