logo
НМР_кГЭ_2012

Деятельностный подход и технология личностно-ориентированного обучения, их место в педагогическом колледже.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании свя­зана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельно­стью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не ро­бот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Чело­век, способный выбирать, оценивать, программировать, кон­струировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Становление деятельностного подхода в педагогике тес­но связано с появлением и развитием идей этого же подхо­да в психологии. Деятельность как внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе «интериоризации» — перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход — от внутренней деятельности к внешней — обозначается термином «экстериоризация».

Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании предполагает диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педаго­гической поддержки личности ребенка в процессе его са­моразвития и самореализации, методы диагностики и самодиагностики, метод создания ситуации успеха, мето­ды создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора.

Личностно-ориентированный подход

Основные понятия

Принципы

Методы

Индивидуальность

Личность

Самоактуализированная личность

Самовыражение

Субъект

Субъектность

Я-концепция

Выбор

Педагогическая поддержка

Самоактуализации

Индивидуальности

Субъектности

Выбора

Творчества и успеха

Доверия и поддержки

Диалога

Методы

Рефлексивные

Педагогической поддержки

Диагностические Создания ситуации выбора и успеха

  1. Проектирование технологий обучения: анализ целей обучения, определение содержания и структурирование учебного предмета.

Педагогические технологии могут быть представлены как тех­нологии обучения (дидактические технологии) и технологии вос­питания, В.В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий (технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел)

Одним из решающих условий успешного протекания педаго­гического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые относительно независимо направле­ны на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся. Соответственно технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство тех­нологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или мате­риализованных средств (конструктивно-материальная) и конст­руирования деятельности (конструктивно-операциональная).