Типы, модели, виды воспитания и образования. Традиционная и гуманистическая парадигма образования.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении.
К основным положениям концепции гуманизации и гуманитаризации могут быть отнесены (комплексный подход к проблемам гуманизации образования, который предполагает поворот к целостному человеку и к целостному человеческому бытию; гуманные технологии обучения и воспитания обучающихся; обучение на границе гуманитарных и технических сфер (на границе живого и неживого, материального и духовного, биологии и техники, техники и экологии, технологии и живых организмов, технологии и общества, и т.д.); междисциплинарность в образовании; функционирование цикла социально-гуманитарных дисциплин в вузе как фундаментального, исходного образовательного и системообучающего; преодоление стереотипов мышления, утверждение гуманитарной культуры.
Гуманитаризация образования предполагает усиление внимания к расширению номенклатуры учебных дисциплин гуманитарного цикла и одновременно обогащение естественнонаучных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей.
- Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Понятие о педагогике среднего профессионального образования.
- Средние специальные учебные заведения; их роль в подготовке кадров. Непрерывное образование в России: содержание, модель.
- Основные цели образования и воспитания. Характеристика образовательной программы в педагогическом колледже.
- Общее представление о содержании образования. Содержание среднего педагогического образования. Государственный образовательный стандарт.
- Принципиальные подходы к обучению и воспитанию. Законы, закономерности, принципы и дидактические правила. Характеристика образовательного процесса в педагогическом колледже.
- Организационные основы работы педагогического колледжа; структура учебного заведения, задачи, функции, участники педагогического процесса.
- Характеристика педагогической деятельности: цели, задачи, функции, специфика, компоненты.
- Преподаватель педагогического колледжа как субъект образовательного процесса. Педагогическое мастерство и педагогическое творчество в структуре педагогической культуры.
- Понятие рефлексивности. Педагогическая рефлексия как основа выстраивания педагогического процесса в колледже.
- Пути и способы самообразования и самовоспитания преподавателя.
- Индивидуальный стиль деятельности. Педагогическая техника как инструмент взаимодействия педагога со студентами. Имидж педагога.
- Диалоговая форма взаимодействия педагога и студента. Технология педагогического общения.
- Понятие профессиональной этики и педагогического такта. Способы разрешения конфликтных ситуаций в образовательном взаимодействии.
- Педагогическая оценка и отметка в обучении и воспитании студентов педагогического колледжа. Технология педагогического требования.
- Студент педагогического колледжа как субъект образовательного процесса. Возрастные особенности студентов педагогического колледжа.
- Технологии обучения как совокупность форм, методов и средств обучения в педагогическом колледже.
- Деятельностный подход и технология личностно-ориентированного обучения, их место в педагогическом колледже.
- Понятие традиционного обучения. Технология традиционного обучения в педагогическом колледже.
- Понятие нетрадиционного обучения. Технология нетрадиционных учебных занятий.
- Формирование активной позиции студента в образовательном процессе педагогического колледжа.
- Технология самостоятельной работы студентов: виды, содержание, механизмы организации.
- Цели, задачи, содержание, методы и формы воспитания студента в педагогическом колледже.
- Типы, модели, виды воспитания и образования. Традиционная и гуманистическая парадигма образования.
- Значение педагогической практики в образовательном процессе педагогического колледжа.
- Основы научно-исследовательской деятельности студента педагогического колледжа.
- Понятие о методах педагогического исследования. Методы исследования коллектива учащихся педагогического колледжа.
- Некоторые философские подходы к профессионально-личностному самосовершенствованию педагога.
- Средства обучения: сущность и классификация. Технические средства обучения, информационные технологии и дистанционное обучение в педагогическом колледже.