4. Неврозы и невротические реакции
Невроз – заболевание, вызванное воздействием тяжёлых психотравмирующих обстоятельств, направленных на блокаду или уничтожение важнейших личностно значимых ценностей и ориентаций. Это заболевание имеет психогенное происхождение и функциональный характер (обратимый, без органических поражений головного мозга).Преобладают эмоциональные и соматовегетативные проявления, которые осознаются и переживаются как болезненные.
Неврозы — это обширная группа заболеваний психики. Общим для них всех является то, что при этом отсутствуют органические повреждения головного мозга. Для неврозов нет ни возрастных, ни половых границ.
Неврозы представляют собой единую группу заболеваний, но проявления их могут быть разнообразными в зависимости от особенностей личности больного и характера психической травмы. Прежде всего, неврозы проявляются так называемым астеническим синдромом, в который входят симптомы повышенной утомляемости, истощаемости нервно-психических процессов, часто возникают вегетативные расстройства (потливость, сердцебиение) и нарушения сна. Сохраняется деление неврозов на три основных формы: неврастению, невроз страха (многочисленные фобии), истерический невроз и невроз навязчивых состояний.
Неврозы (от греч. néuron — нерв), группа заболеваний, обусловленных психотравмирующими воздействиями; характеризуются функциональными, как правило, обратимыми, нервно-психическими расстройствами, при которых больной сохраняет критическое отношение к болезни и способность управлять своим поведением.
Вейном A.M. в 1982 году были сформулированы следующие критерии диагностики невроза:
1) наличие психотравмирующей ситуации (психогения должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания);
2) наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;
3) выявление характерного типа невротического конфликта;
4) выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.
В тех случаях, когда психический стресс либо возникает внезапно, неожиданно, либо он накапливался некоторое время - адапатационные механизмы личности могут временно не справится с возникшим психоэмоциональным напряжением. Невротические реакции - это срыв адаптационных механизмов, возникающий под влиянием мощного первого или очередного, но уже истощающего возврата значимой личностной проблемы. Невротические реакции характеризуется своим специфическим набором компонентов или признаков. Они качественно отличаются от адптационных реакций.
Происходит срыв ролевых функций и человек, подвергшийся психогении не способен вести себя так, как того требуют общепринятые правила поведения, допустимые для человека данного возраста, пола, социального статуса, конкретной социальной ситуации. Возникает аффективно-суженное сознание. Поведение человека в этой ситуации становится характерологическим, т.е. присущим ему в соответствии с его темпераментом, типом нервной системы, его ядру личности, его истинным и теперь уже не скрываемым отношением к данной травматической для него ситуации, к конкретным людям, участвующим в ней. Одни люди начинают проявлять агрессию, другие начинают плакать, рыдать и жаловаться, третьи возбуждаются и начинают привлекать внимание окружающих людей и искать у них помощи и поддержки, некоторые впадают в эмоциональное оцепенение, уходят в себя и «теряют дар речи». Отдельные люди не выдерживая напряжения убегают или физически удаляются уходят, хлопнув дверью. Очевидно, что все варианты поведения описать невозможно - спектр поведенческих реакций огромен и строго индивидуален.
После того как невротическая реакция стихает, заканчивается, человек всегда осознает некоторый сомато-вегетативный дискомфорт, несомненно, остаточный от бывшего вегетативного аккомпанемента стресса. Ощущения здесь так же очень вариабельны – это могут быть слабость в конечностях, общее утомление до истощения, чувство тяжести в голове и теле, головокружения, потливость, сердцебиение, покраснение или побледнение кожи, особенно лица. Это могут быть преходящие расстройства кишечника или мочеиспускания и т.д. Человек, давший невротическую реакцию, после того как она завершилась, всегда критически относится к своему поведению и состоянию. Он недоволен собой и осознает то, что вел себя не лучшим образом, что он вышел из привычного стереотипа, что слишком сильно расстроился, сожалеет, что «распустил себя», не сдержал своих чувств, понимает, что подобные состояния вредны для здоровья.
Следует отметить, что невротические реакции при таком понимании являются достаточно кратковременными состояниями. Они прекращаются достаточно быстро в силу определенного ряда причин. Психотравмирующая ситуация т.е. конфликтные отношения в этих случаях перешли на новый уровень, что либо истощает эмоциональный заряд участников конфликта, либо останавливает агрессивную сторону, которая, в свою очередь, либо удовлетворена, либо, наоборот, непрятно поражена полученным эффектом. Может произойти вмешательство окружающих людей, которые остановят развитие ситуации дальше, либо сам пострадавший берет себя в руки и успокаивается. Нетрудно заметить, что единичные невротические реакции, являющиеся по своей клинической структуре патологическими состояниями в силу своей кратковременности могут встречаться у психически совершенно здоровых людей и не служат поводом обращения к психиатру. Эти тенденции являются характерными для пограничной психиатрии – в психике здоровых людей могут появиться психические отклонения не глубокого уровня, а у больных с пограничными состояниями в психике продолжают действовать нормальные психологические механизмы.
- 1. Психология отклоняющегося развития.
- 2. Педагогическая характеристика детей с зпр.
- 3. Общие закономерности отклоняющегося развития
- 4. Неврозы и невротические реакции
- 5. Основные положения и проблемы психологии отклоняющегося развития
- 6. Причины возникновения неврозов
- 7. Общие закономерности нарушений психического развития.
- 8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.
- 10. Основными позициями в описании характеристик левшей.
- 11. Основные параметры психическогодезонтогенеза.
- 12. Профилактика возникновения неврозов.
- 13. Классификация психического дизонтогенеза в.В.Лебединского.
- 14. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
- 15. Задержанное развитие как 1 из вариантов психич дихонтогенеза
- 16. Психологическая характеристика детей с нарушением общения.
- 17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.
- 20. Система специализированных учреждений.
- 21. Варианты дисгармоничного развития.
- 22. Пpoблемa отграничений сходных психических состояний.
- 23. Понятие школьная дезадаптация. Сущность, содержание, структурные компоненты школьной дезадаптации.
- 27. Эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации.
- 28. Девиантное поведение. Нарушения поведения в подростковом возрасте
- 29. Поведенческий компонент школьной дезадаптации.
- 30. Оказание психологической помощи детям с отклонениями в развитии (см. Также вопрос № 40)
- 31. Причины отклонений в психическом развитии ребенка.
- Классификация Личко
- 34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения
- 35. Социальные и психологические причины отклоняющегося развития
- 37 Дети с временной задержкой психического развития (взпр)
- 38. Центры реабилитации и адаптации детей и подростков
- 39. Психологическая характеристика детей с зпр
- 40. Основные задачи и направления психокоррекционной работы с детьми, отклоняющимися в развитии.