logo
ПСИХ

17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.

В. В. Лебединский, положив в основу классификации вариантов психического дизонтогенеза своеобразные сочетания его патопсихологических параметров, дополнил имеющуюся клиническую классификацию. Он включил в нее варианты, которые были в лучшей степени изучены в дефектологических исследованиях дизонтогенеза, обусловленного, как правило, уже завершенным болезненным процессом (связанного с резидуальными органическими поражениями ЦНС, дефектами анализаторных систем).

В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:

I — недоразвитие;

II — задержанное развитие;

III — поврежденное развитие;

IV — дефицитарное развитие;

V — искаженное развитие;

VI — дисгармоничное развитие.

Искаженное развитие характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

18.Профилактика нарушений поведения детей и подростков как социальная проблема. Нарушение(отклоняющееся,девиантное) поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм. Основой профилактических мер является деятельность, направленная на: создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий; создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.); организацию детского досуга. Организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы.; информационно-просветительскую работу; осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам; обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка. Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начала обучения). Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п. На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума. Суть профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

19.Дисгармоничное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.Для этого варианта характерно нарушение аффективной регуляции поведения.Эмоц.состояние-это подкорковые участия.недостаточноть подкорковых образований.кот.приводят к нарушению механизмов аффективной регуляции поведения(нет грубых нарушений,а незрелость).Выд.3 группы дисфункции аффективного регулирования:1. Экстра-пунитивный(се эмоции наружу); 2.интро-пунитивный(эмоции внутри); 3.апатический(средний вариант.низковыраж.).

Экстра-пунитивный.Выраженная специфика повед-я-от придуманной независимости,до выраженной демонстративности.В 5-7л можно говорит о начале протеста.все эти проявления значительно усугубляются на фоне утомления.Дети этого типа трудоспособны,но быстро пресыщаются.Речевая активность как правило высокая,хорошо контролируемая.Общий ур-нь познават-ого разв-я – в норме.Среди этого типа чаще встречается явление левшества.Возникают сложности при овладении шк.навыками6тение,письмо,сетн.навыки.Можно говорить о порциальной несформированности ВПФ(задержка).Регуляция обственной деятельности соотв.возрастным показателям.специфика наблюд.в эмоц-личн.проявлениях:повыш.самооценка,чрезмерная требоват-ть к окружающим(действуе импульсивно:я сделал,спросите меня).Эти дети могут сознательно демонстрировать реакции характерные для мл.возр,на что не имеет фактических оснаваний.Кора не регулир.действия,эмоции выход.наружу.Легко перех.от дифории к эйфории. Наур.шкльника-в форме поведенческого компонента,но при отсут.коррекции наблюд.целый ряд патохарактерологич.реакции:психопатия возбудимого типа,патологич.формиров.личности,истерич.невроз и др.Лечение и корр-ия обяз..пост.вырабат.стессоустойчивость.Учить контрол-ть,орган-ть,переключать эмоц.деят-ть,созд.условия для отдыха.Вед.спец-т-психолог.При формах значит.наруш.соц.адаптацию-психиатр.

Интра-пунит.тип.Характериз.противополож.реакц-ми.Дети робкие.неуверен.в себе,внешне сутуловаты,моторн.зажатость,трудности включ. В контакт,пост.необх-ть в поддержке,сверхкритичность,сверхконтроль своей деят-ти.Результаты их деят-ти разнятся в зависим-ти от ситуации.9благопрюрез-ты.когда поддержка.не благопр.-показ.низ.рез-т).в ситуац.напряж.-впадают в ступор(вызыв.к доске).встреч.случ.левшества.Показ-ли когнитивного процесса соотв.норме.при этом типе став.диагн.:неврозопод.реакции; невротич.разв.личности; невроз навязчив.состояний; психопатия тормозимого типа.Вед.спец-т-психолог,в случ. Наруш.соц.адапт.-психиатр.

Апатический.это предподростковый и подростк.возраст.Вялость,безразличие,опустошение,апатичность,отсут.каких-либо жизн.интересов.Ребенок м.б. пресыщаем какой-либо монот.деят-тью.Отлич.от шизофрен.:отсут.сверхценных интересов,но и нет реакции на оценку своей деят-ти.Д-з:шизоидная психопатия.Д-з став.при всех 3-х группах только в подр.возр.психиатром или психоневрологом-обратятся только в крайних случаях,попадая в состоян.аффекта.Трудности в постан.д-за,вследств.поздного обращения.Подр.возр.-это психопатичеки период у нормы.Ребенком руководствуют только эмоции