35. Социальные и психологические причины отклоняющегося развития
Социально- психологические факторы: отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедную в сенсорном отношении среду, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение и пр. Во многих случаях приходится говорить об одновременном действии как неблагоприятных социально-психологических, так и биологических факторов, что существенно усугубляет нарушения в развитии ребенка.
Патогенные причины: патология наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности: токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, а также сердечно -сосудистую и эндокринную патологию, иммунологическую несовместимость крови матери и плода и др. Не последнюю роль в причинной обусловленности отклонений в развитии играют: термический фактор (перегревание и переохлаждение), стрессовые состояния во время беременности, радиация, неконтролируемое применение лекарственных препаратов, не говоря об использовании алкоголя, табака и наркотиков. В период родов тяжелыми по своим последствиям могут быть родовые травмы и асфиксии. В постнатальный период, как и в раннем детстве в целом, многообразные инфекционные и вирусные заболевания, наряду с черепно-мозговыми травмами, могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии.
36. ТРЕВОЖНОСТЬ – это индивид психолог особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают
Отличие тревоги от тревожности: тревога — это эпизод-кие проявления беспокойства, волнения ребенка; тревожность - устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой-либо опред ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятел. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Тревога — это комбинация эмоций, а страх — лишь одна из них.
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере, в дошк и младшем шк возрасте одна из основ причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутрен конфликта, который м. быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувс, а учитель ставит "2” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии др детей.
2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Специал считают, что в дошк и младшем школ возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с др людьми, а мальчиков в больше беспокоят насилие и наказание.
Трев-сть ребенка зависит от ур тревожности окруж его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелат отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Интересен факт - после развода родителей, когда, казалось бы, закончились скандалы, уровень тревожности не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила такую закономерность: тревожность детей возрастает, если родители не удовлетворены своей работой, жилищ условиями, материал положением, поэтому в наше время число тревожных детей растет. Авторитар стиль родит воспитания в семье не способствует внутрен спокойствию ребенка. Учебная тревожность начинает формироваться уже в дошк возрасте. Этому способствуют стиль работы воспит и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими. Тревожность может быть сопряжена с неврозом, с др психическ расстройствами. Здесь необходима помощь мед специалистов.
Портрет тревож.ребенка - В группу дет/сада (или в класс) входит ребенок, напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Тревожные стараются держать свои проблемы при себе – из-за этого работать с ними сложнее. Их отличает чрезмер беспокойство, они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощ, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятел.У них высокие требов к себе, они очень самокритичны.Уровень их самооценки низок,дети думают, что они хуже др, что они самые некрас, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобр взросл во всех делах.
Для тревож детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, голов боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время тревоги они часто ощущают сухость во рту,ком в горле,слабость в ногах,учащенное сердцебиение.
Критерии определения тревожности у ребенка
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
- 1. Психология отклоняющегося развития.
- 2. Педагогическая характеристика детей с зпр.
- 3. Общие закономерности отклоняющегося развития
- 4. Неврозы и невротические реакции
- 5. Основные положения и проблемы психологии отклоняющегося развития
- 6. Причины возникновения неврозов
- 7. Общие закономерности нарушений психического развития.
- 8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.
- 10. Основными позициями в описании характеристик левшей.
- 11. Основные параметры психическогодезонтогенеза.
- 12. Профилактика возникновения неврозов.
- 13. Классификация психического дизонтогенеза в.В.Лебединского.
- 14. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
- 15. Задержанное развитие как 1 из вариантов психич дихонтогенеза
- 16. Психологическая характеристика детей с нарушением общения.
- 17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.
- 20. Система специализированных учреждений.
- 21. Варианты дисгармоничного развития.
- 22. Пpoблемa отграничений сходных психических состояний.
- 23. Понятие школьная дезадаптация. Сущность, содержание, структурные компоненты школьной дезадаптации.
- 27. Эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации.
- 28. Девиантное поведение. Нарушения поведения в подростковом возрасте
- 29. Поведенческий компонент школьной дезадаптации.
- 30. Оказание психологической помощи детям с отклонениями в развитии (см. Также вопрос № 40)
- 31. Причины отклонений в психическом развитии ребенка.
- Классификация Личко
- 34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения
- 35. Социальные и психологические причины отклоняющегося развития
- 37 Дети с временной задержкой психического развития (взпр)
- 38. Центры реабилитации и адаптации детей и подростков
- 39. Психологическая характеристика детей с зпр
- 40. Основные задачи и направления психокоррекционной работы с детьми, отклоняющимися в развитии.