logo
ПСИХ

21. Варианты дисгармоничного развития.

Для варианта дисгармоничного развития характерно нарушение аффективной регуляции поведения. Эмоциональное состояние регулируется подкоркой. При др. обнаруживается недостаточность подкорковых образований, которое приводит к нарушению механизма афферентной регуляции поведения.

Выделяют 3 типа дисфункции аффект. регуляции:

экстрапунитивный – все эмоции вывернуты наружу: нарушено регулирование корой. Выраженная специфика поведения до выражения демонстративного негативизма. Для кого-то в 5-7 лет можно говорить о начале формирования негативизма и протеста. Все эти проявления усугубляются на фоне утомления. Дети как правило достаточно работоспособные, но быстро пресыщаются однотипной деятельностью. Речевая активность как правило высокая, но хорошо контролируемая. Общий уровень познавательного развития в целом – норма. Чаще встречается левшество. У этих детей возникают сложности при овладении школьными навыками: чтением, письмом –> несформированность ВПФ –> задержка. Регуляция собственной деятельности соответствует возрасту. Повышенные притязания на успех, завышенная самооценка, чрезмерная требовательность к окружающим. Эти дети могут сознательно демонстрировать поведенческие реакции, характерные для более младшего возраста или требовать лидерства. Легко переходят от дисфории к эйфории и меняется оно быстро. На уровне школьника эти реакции могут быть в поведенческом компоненте, но при отсутствии коррекции наблюдается целый ряд патохарактерологических реакций. Возможные диагнозы: психопатия возбудимого типа, патологическое формирование личности, истерический невроз и др. Ведущий специалист по работе с этой категорией детей – психолог. При формах значительно нарушающих соцадаптацию – психиатр.

интропунитивный – все эмоции внутри. Дети этого типа характеризуются принципиально противоположными реакциями: робкие и неуверенные в себе, сутулые, моторно-эмоционально зажатые. Речевая активность снижена, отмечаются трудности вступления в контакт и постоянная необходимость поддержки. Показатели когнитивного развития в целом соответствует норме, но результаты их деятельности могут значительно разниться в зависимости от ситуации, в которой предъявляется задание. В ситуации неблагоприятной эти дети показывают низкие результаты, в ситуации напряжения могут впасть в ступор. При этом варианте чаще встречаются случаи левшества, чем при норме. Можно говорить о явлении сверхконтроля, сверхкритичности своей деятельности. При этом встречаются элементы повышенной тревожности, неуверенности в силах, элементы ритуализации и элементы инертности эмоционального взаимодействия. Подавление всех внешних эмоций, явления ступора. В подростковом возрасте ставят диагнозы: формирование личности по тормозному типу, неврозоподобные реакции, невротическое развитие личности, невроз навязчивых состояний, невроз страха, психопатия тормозного типа. Ведущий специалист – психолог, но в случае нарушения соцадаптации – психиатр.

апатический – средний вариант = безразличие. Проявление в предподростковом и в подростковом возрасте. Вялость, безразличие, опустошенность, отсутствие каких-либо жизненных интересов. Ребенок может быть и пресыщаем, и может долго выполнять простую механическую деятельность. Отличие от шизофрении – отсутствие сврхинтересов, но у него нет реакции и на оценку своей деятельности. Может быть шизоидная психопатия. Диагноз ставят только в подростковом возрасте, касается только личности. Ставит психиатр или психоневролог. Трудно поставить диагноз вследствие необращаемости.