34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения
Общения играет важную роль для развития речи и личности ребенка.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении, а также препятствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение ребенка.
Нормой раннего детства является стремление ребенка к общению с окружающим миром вообще и взрослыми людьми в частности. Этого требуют формирующиеся в данном возрасте структуры головного мозга.
Полный отказ малыша от общения со взрослыми, как правило, соответствует проявлению РДА. Такой ребенок со страхом воспринимает любое изменение привычной для него обстановки, особенно приближение к нему незнакомого взрослого человека. Да и знакомые взрослые интересуют его только как средство удовлетворения немногих биологических потребностей.
Полный или частичный отказ малыша от речевого общения с окружающими называется мутизмом. Его причиной, кроме нарушения общения, может быть серьезное нарушение речи. Если взрослые не обращают своего внимания на затрудненное звукопроизношение, постоянно поправляют «неправильную» речь ребенка, заставляют его говорить «правильно», то они, в конечном счете, добиваются своего: ребенок перестает говорить неправильно и... замолкает. И чем активнее малыша принуждают к «правильной» речи, на которую он по каким-то органическим причинам не способен, тем быстрее у ребенка развивается мутизм и тем полнее становится отказ ребенка от речевого общения со взрослыми.
У ребенка, отказывающегося от тех или иных форм общения, как правило, развиваются двигательные заменители общения. Они проявляются в бесконечно долгих повторениях одного и того же движения (например, раскачиваниях туловища). Или аутичный малыш может также бессмысленно повторять одно и то же слово. Выражение лица при таких «занятиях» напоминает застывшую маску. Взгляд ребенка не сосредоточивается на конкретных объектах, а устремлен «в никуда».
Такой ребенок, как правило, замкнут и неадекватно реагирует на попытки взрослых сократить дистанцию общения с ним. На третьем году жизни при отсутствии психологической помощи у аутичных детей начинают формироваться различные страхи
Часто полная или частичная неконтактность ребенка раннего детского возраста является ответной реакцией малыша на обстановку в семье.
Распад семьи, алкоголизация одного из родителей и другие проблемы взрослых тяжело переживаются ребенком.
- 1. Психология отклоняющегося развития.
- 2. Педагогическая характеристика детей с зпр.
- 3. Общие закономерности отклоняющегося развития
- 4. Неврозы и невротические реакции
- 5. Основные положения и проблемы психологии отклоняющегося развития
- 6. Причины возникновения неврозов
- 7. Общие закономерности нарушений психического развития.
- 8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.
- 10. Основными позициями в описании характеристик левшей.
- 11. Основные параметры психическогодезонтогенеза.
- 12. Профилактика возникновения неврозов.
- 13. Классификация психического дизонтогенеза в.В.Лебединского.
- 14. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
- 15. Задержанное развитие как 1 из вариантов психич дихонтогенеза
- 16. Психологическая характеристика детей с нарушением общения.
- 17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.
- 20. Система специализированных учреждений.
- 21. Варианты дисгармоничного развития.
- 22. Пpoблемa отграничений сходных психических состояний.
- 23. Понятие школьная дезадаптация. Сущность, содержание, структурные компоненты школьной дезадаптации.
- 27. Эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации.
- 28. Девиантное поведение. Нарушения поведения в подростковом возрасте
- 29. Поведенческий компонент школьной дезадаптации.
- 30. Оказание психологической помощи детям с отклонениями в развитии (см. Также вопрос № 40)
- 31. Причины отклонений в психическом развитии ребенка.
- Классификация Личко
- 34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения
- 35. Социальные и психологические причины отклоняющегося развития
- 37 Дети с временной задержкой психического развития (взпр)
- 38. Центры реабилитации и адаптации детей и подростков
- 39. Психологическая характеристика детей с зпр
- 40. Основные задачи и направления психокоррекционной работы с детьми, отклоняющимися в развитии.