logo
ПСИХ

34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения

Общения играет важную роль для развития речи и личности ребенка.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении, а также препятствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение ребенка.

Нормой раннего детства является стремление ребенка к общению с окружающим миром вообще и взрослыми людьми в частности. Этого требуют формирующиеся в данном возрасте структуры головного мозга.

Полный отказ малыша от общения со взрослыми, как правило, соответствует проявлению РДА. Такой ребенок со страхом воспринимает любое изменение привычной для него обстановки, особенно приближение к нему незнакомого взрослого человека. Да и знакомые взрослые интересуют его только как средство удовлетворения немногих биологических потребностей.

Полный или частичный отказ малыша от речевого общения с окружающими называется мутизмом. Его причиной, кроме нарушения общения, может быть серьезное нарушение речи. Если взрослые не обращают своего внимания на затрудненное звукопроизношение, постоянно поправляют «неправильную» речь ребенка, заставляют его говорить «правильно», то они, в конечном счете, добиваются своего: ребенок перестает говорить неправильно и... замолкает. И чем активнее малыша принуждают к «правильной» речи, на которую он по каким-то органическим причинам не способен, тем быстрее у ребенка развивается мутизм и тем полнее становится отказ ребенка от речевого общения со взрослыми.

У ребенка, отказывающегося от тех или иных форм общения, как правило, развиваются двигательные заменители общения. Они проявляются в бесконечно долгих повторениях одного и того же движения (например, раскачиваниях туловища). Или аутичный малыш может также бессмысленно повторять одно и то же слово. Выражение лица при таких «занятиях» напоминает застывшую маску. Взгляд ребенка не сосредоточивается на конкретных объектах, а устремлен «в никуда».

Такой ребенок, как правило, замкнут и неадекватно реагирует на попытки взрослых сократить дистанцию общения с ним. На третьем году жизни при отсутствии психологической помощи у аутичных детей начинают формироваться различные страхи

Часто полная или частичная неконтактность ребенка раннего детского возраста является ответной реакцией малыша на обстановку в семье.

Распад семьи, алкоголизация одного из родителей и другие проблемы взрослых тяжело переживаются ребенком.