8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.
Эмоциональность. Д., подверженные неврозам, харак-тся как:
эмоци-но чувств-ные, «жалостливые», сострадающие и отзывчивые; нет «сухости», рационализма и практицизма при нормал. для возраста интеллекте;
непосредственность в выраж. чувств, наивностью, цельностью восприятия; «все близко принимают к сердцу». Это создает повыш-ю чувствит. к проблемам эмоц-ных отношений.
Впечатлительность примыкает к эмоцио-сти (разновидность долговрем. эмоционал.памяти: запоминает неприятные событий, фиксирует их(долго помнит обиду, оскорбление, страх) возвращается к переживаниями в прошлое.
Импрессивность — склонность к внутренней переработке чувств и переживаний; одно из проявлений несколько медленного раскрытия потенциала психического развития, когда нужно подождать, чтобы ребенок созрел, сформировался, стал таким, как все.
— встречается при флегматическом, сангвиническом и холерическом темпераменте.
Ребёнок склонен к задержке (отсрочке) эмоцион. реакций (особенно переживаний) накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих. О таких детях говорят: «Все держит в себе»; «Не склонен делиться переживаниями с окружающими»; «Выражает радость не бурно, а светится изнутри».
Внутренняя неустойчивость( противоречивость). Предпосылки:
а) со стороны Ц.Н.С. факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и орган. церебрал. недостаточ.; б) трудносовместимое сочетание полярных — холерических и флегматических — черт темперамента родителей; в) наличие импрессивного характера переработки переживаний; г) неуверенность в себе при выраженности чувства «я»;
д) противоречия между компонентами психики-(хочет вести себя по-своему, но сдерживается); е) подчеркнутое чувство «я», собственного достоинства и беззащитность в общении со сверстниками; ж) сущ-ние чувств и переживаний - ребёнок не может с ними справиться: (стремление быть собой и со всеми). Склонность к беспокойству, волнениям. Обусловлено: а) повышен. эмоцион. чувствит-ю; б) испугами, заостряющими эмоциональность; в) неразрешимостью важной ситуации г) блокированием интересов и влечений; д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окруж.; е) неуверенность, нерешительность; ж) острое чувство совести, вины, переживанием случившегося.
Эти черты характера не приводят к неврозу, но способствуют ему, в той или иной мере определяя характер переживания детей и их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.
9. Типы нарушений психического развития. (Дизонтогенез)
Классификация по Г. Е. Сухаревой - три вида дизонтогенеза:
1) задержанное; 2) поврежденное; 3) искаженное развитие.
Еще одна класс-ция наруш. псих. развития. (близкая к рассмотренной)
1. Необратимое недоразвитие (связано с олигофренией).
2. Дисгармоническое развитие (связано с психопатией).
3. Регрессирующее развитие (связано с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией).
4. Альтернирующее развитие (наблюдается при различных соматических и психических патологиях).
5. Развитие, измененное по качеству и направлению (при шизофреническом процессе).
Основные клинические типы по Г. К. Ушакову и В. В. Ковалеву
1) ретардация –заторможенное псих. развитие или устойчивое псих. недоразвитие;
2) асинхрония – дисгармоническое псих. развитие.
Клинические формы дизонтогенеза
1) Ум. Отстал.; 2) пограничные и парциальные З.П.Р; 3) искажения псих. развития; 4) аутистические расстройства; 5) акселерация; 6) инфантилизм,
7) соматопатии.
Распространённая класс-ация дизонтогенеза:
1) псих. недоразвитие;
2) задержанное развитие;
3) поврежденное псих. развитие;
4) дефицитарное псих. развитие;
5) искаженное псих. развитие;
6) дисгармоническое псих развитие.
Виды олигофрений (в педагогическом плане) по классификации М. С. Певзнер. 1.Неосложненная олигофрения.
2.Осложненная олигофрения с присутствием нарушений нейродинамики.
3.Олигофрения, характеризующаяся нарушением различных анализаторов.
4.Олигофрения, для которой характерны психопа-топодобные формы поведения.
5.Олигофрения с четко выраженной лобной недостаточностью.
- 1. Психология отклоняющегося развития.
- 2. Педагогическая характеристика детей с зпр.
- 3. Общие закономерности отклоняющегося развития
- 4. Неврозы и невротические реакции
- 5. Основные положения и проблемы психологии отклоняющегося развития
- 6. Причины возникновения неврозов
- 7. Общие закономерности нарушений психического развития.
- 8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.
- 10. Основными позициями в описании характеристик левшей.
- 11. Основные параметры психическогодезонтогенеза.
- 12. Профилактика возникновения неврозов.
- 13. Классификация психического дизонтогенеза в.В.Лебединского.
- 14. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
- 15. Задержанное развитие как 1 из вариантов психич дихонтогенеза
- 16. Психологическая характеристика детей с нарушением общения.
- 17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.
- 20. Система специализированных учреждений.
- 21. Варианты дисгармоничного развития.
- 22. Пpoблемa отграничений сходных психических состояний.
- 23. Понятие школьная дезадаптация. Сущность, содержание, структурные компоненты школьной дезадаптации.
- 27. Эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации.
- 28. Девиантное поведение. Нарушения поведения в подростковом возрасте
- 29. Поведенческий компонент школьной дезадаптации.
- 30. Оказание психологической помощи детям с отклонениями в развитии (см. Также вопрос № 40)
- 31. Причины отклонений в психическом развитии ребенка.
- Классификация Личко
- 34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения
- 35. Социальные и психологические причины отклоняющегося развития
- 37 Дети с временной задержкой психического развития (взпр)
- 38. Центры реабилитации и адаптации детей и подростков
- 39. Психологическая характеристика детей с зпр
- 40. Основные задачи и направления психокоррекционной работы с детьми, отклоняющимися в развитии.