logo
ПСИХ

38. Центры реабилитации и адаптации детей и подростков

Оказание профессиональной психолого-педагогической поддержки дезадаптированным детям и подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая разработку общетеоретических концептуальных подходов к рассмотрению природы и характера дезадаптации, а также и разработку специализированного диагностико-коррекционного инструментария, который может быть использован в работе с детьми и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.

Так, для детей младшего школьного возраста с первых дней обучения, в первую очередь, важно обеспечить школьную успешность каждого без исключения учащегося, поскольку школьная дезадаптация, как правило, начинается с осложнении, возникающих прежде всего в учебной деятельности, которая для младшего школьника является ведущей.

Формальная диагностика детей, поступающих в школу, показывает, что значительная часть из них (до 20%) имеет различные нарушения и задержки познавательных психических функций, речи, ослабленную психосоматику, сниженную познавательную мотивацию и т. д., что мешает освоению школьной программы и требует специальной диагностико-коррекционной работы. Появившаяся недавно система компенсирующего обучения как раз и нацелена на решение этих задач. Однако ее эффективность в значительной степени определяется психологической обеспеченностью, то есть, своевременной и адресной диагностикой, когда выявляются конкретные дефекты психического развития учащихся и вместе с учителем определяется программа коррекционно-развивающего обучения.

В социально – реабилитационном Центре им предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре.

Самая первая задача всех, кто соприкасается с детьми и подростком, прибывшим в реабилитационное учреждение, оказать ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни. Этот процесс сложен, но опыт показывает, что цель достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней среда обитания, снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребенку и веру в то, что он способен измениться к лучшему, персонифицированное внимание к его личности, а также, незнакомое ранее отношение заботы.

Важнейшая социально-педагогическая задача – дать заброшенному ребенку новую среду обитания, новые впечатления, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор. Главная забота состоит в том, чтобы в стенах Центра было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них социально-значимые потребности