37 Дети с временной задержкой психического развития (взпр)
В масов школе встречаются неуспевающие дети, у кот трудности в обучении обусловлены ВЗПР. Сюда относятся дети с психофизическим или только с психическим инфантилизмом и дети, у которых инфантилизм сочетается с задержкой в развитии познават.деятельн – произвольн.внимания, логич.запоминания,пространст представлений, восприятия, мышления и др. такие дети несколько позже начинают ходить, говорить. Физически - малый вес и рост, своеобразие наблюдается в развитии эмоц-волевой сферы. В старш дошк возрасте такие дети сохраняют черты млад дошкол: предпочитают игру другим видам деятельн, непосредственны в поведении, неумелы в самообслуживании. Инфантильность таких детей, т. е. наличие у них черт, характерных для младшего дошк возраста, не выделяет их из общей массы дошк, поскольку им не приходится сталкиваться с жесткими требованиями. Но в школе, они плохо включаются в учеб деятельн, не воспринимают и не выполняют школ заданий, ведут себя как в дет/саду, и оказываются не <созревшими> для обучения. У них нет школ интересов, обязательности по отношению к выполнению предложенного задания, они с трудом овладевают начальными навыками письма и чтения. Объяснение – недоразвитие способности к осознанному анализу звук стороны речи, отсутствием интереса к формам абстрактной деятельности - не умение анализировать звук.состав слов, что затрудняет процесс овладения навыками чтения и письма. Во время занятий - повышенная утомляемость и головные боли. Но при психофизич инфантилизме нет первичной интеллект недостаточн. Они понимают смысл прочитанной сказки, рассказа, раскладывают в должной последовател серию картинок. При правильном педагог подходе трудности в обучении детей с психофизическим инфантилизмом могут быть преодолены.
Задержанные в своем развитии дети, при психофизическом инфалтилизме, нуждаются в индивид подходе как только обнаруживаются трудности в их обучении и поведении. Учитывая их особенности, полезно вводить игровые элементы в процесс обучения, пользоваться красочно оформл наглядным материалом, виды занятий - разнообразными, эмоциоцально насыщенными. Следует уменьшить объем заданий-инфантильный ребенок на первых этанах не может выполнять однообразную работу в течение длительного времени (45 минут); надо подводить к выполнению школьных заданий постепенно.
к ВЗПР относ дети, у которых инфантилизм сочетается с некоторой задержкой в развитии познавательной деятельности. Здесь недостат общ развитие, что в сочетании с трудност в осмыслении учебн материала дает повод ошибочно диагностир их как детей-олигофренов и направлять во вспомог школу. На деле эти дети имеют лишь сходную симптоматику с детьми-олигофр, но таковыми не являются.При правильно организованной педагог работе могут обучаться в массов школе. Особенно тяжела судьба тех детей с задержкой развития, затруднения которых не были своевременно замечены и которые переводились из класса в клас, не имея нужных знаний и навыков,что вторично приводило к большей педаг запущ.
В одних случаях задер.развит оказываются легкими и касаются незрелости эмоц-волевой сферы(детская непосред в поведении, несформирован школ интересов, неумение сосредоточ при выполнении заданий); в других - к этому присоединяет некотор задержка в развитии мышления. Все эти особенн усугубляются педагог запущенностью.
Присущи общ особенност: детям свойственны черты более младш возраста, а задержки в развитии имеют времен характер. Своевремен и правильное педагог вмешательство может привести к компенсации их состояния. Спец мероприятия: общеукрепляющее лечение, щадящий режим и индивид подход в учеб работе. При обучении использов эмоц-игровые элементы, дозировку заданий увеличивать постепенно, использовать положит и сильные стороны личности детей: активность, хорошо развитую речь, полноценные интеллектуал возможности. Почти все дети с неосложненной формой ВЗПР могут быть успевающими учениками массов школы, но их необходимо своевременно заметить и осуществить по отношению к ним строго индивид подход. Понимание характера отклонений дает учителю возможность найти правильные пути педагог воздействия. В этих случаях педагогу важно иметь тесный контакт с врачом-психоневрологом, с семьей ребенка, которая при правильной и вдумчивой помощи со стороны педагога может играть большую роль.
- 1. Психология отклоняющегося развития.
- 2. Педагогическая характеристика детей с зпр.
- 3. Общие закономерности отклоняющегося развития
- 4. Неврозы и невротические реакции
- 5. Основные положения и проблемы психологии отклоняющегося развития
- 6. Причины возникновения неврозов
- 7. Общие закономерности нарушений психического развития.
- 8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.
- 10. Основными позициями в описании характеристик левшей.
- 11. Основные параметры психическогодезонтогенеза.
- 12. Профилактика возникновения неврозов.
- 13. Классификация психического дизонтогенеза в.В.Лебединского.
- 14. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
- 15. Задержанное развитие как 1 из вариантов психич дихонтогенеза
- 16. Психологическая характеристика детей с нарушением общения.
- 17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.
- 20. Система специализированных учреждений.
- 21. Варианты дисгармоничного развития.
- 22. Пpoблемa отграничений сходных психических состояний.
- 23. Понятие школьная дезадаптация. Сущность, содержание, структурные компоненты школьной дезадаптации.
- 27. Эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации.
- 28. Девиантное поведение. Нарушения поведения в подростковом возрасте
- 29. Поведенческий компонент школьной дезадаптации.
- 30. Оказание психологической помощи детям с отклонениями в развитии (см. Также вопрос № 40)
- 31. Причины отклонений в психическом развитии ребенка.
- Классификация Личко
- 34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения
- 35. Социальные и психологические причины отклоняющегося развития
- 37 Дети с временной задержкой психического развития (взпр)
- 38. Центры реабилитации и адаптации детей и подростков
- 39. Психологическая характеристика детей с зпр
- 40. Основные задачи и направления психокоррекционной работы с детьми, отклоняющимися в развитии.