logo
ПСИХ

29. Поведенческий компонент школьной дезадаптации.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности,

неспособность произвольно управлять своим поведением, неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы).

Причины ШД:

1)явление лёгкой органической недостаточности (ММД, СДВГ)

2) неврозы и нервные заболевания

3)психическиезаболевания

4) соматические заболевания

И сочетание ММД и соматических заболеваний

Поведенческий компонент связан с нарушениями поведения в школьной среде. В основе нарушений поведения может лежать несформированность социальной позиции школьника. Проявляется в неуравновешенности эмоционально-волевой сферы. Дети являются постоянными нарушителями дисциплины. Советский психолог Л. И. Божович отмечает, что первоначально ребенок выполняет свои школьные обязанности подобно тому, как ранее выполнял правила роли, взятой на себя в игре. Желание быть на уровне тех требований, которые к нему предъявляет позиция школьника, является непосредственно более сильным, чем все остальные. Эта «детская произвольность» исчезает тогда, когда ребенок привыкает к позиции школьника, и переживания, связанные с ней, теряют свой непосредственный позитивный эмоциональный заряд. На месте этой «детской произвольности» должен сформироваться более высокий тип произвольности, отвечающей особенностям учебной деятельности как повседневной обязанности ребенка, причем деятельности, все более усложняющейся. Однако, как уже отмечалось выше, специальной работы по формированию такого более высокого типа произвольности в школе обычно не проводится, он складывается стихийно, далеко не у всех учеников, часто заменяется стереотипным приспособлением к школьным условиям и заданиям.