40. Основные задачи и направления психокоррекционной работы с детьми, отклоняющимися в развитии.
Коррекцией аномального развития занимаются медицинские психолош, пато и нейропсихологи. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекциясамооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание,совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена настимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основыдеятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллектуальных функций. В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы понимаем психологическую коррекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств. В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б.Эльконин предлагал различать две формы коррекции:симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, устраняющуюисточник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как одни и те же симптомы у детей могут быть вызваны различными причинами и, вследствие этого, по-разному отражаться на динамике психического развития ребенка. Например, для ребенка, страдающего энурезом (недержание мочи), могут быть полезныспециальные релаксиру-ющие упражнения, направленные на устранение этого дефекта. Тем не менее, особенно в экстремальных ситуациях, эти явления у ребенка могут повторяться, несмотря на успешность психокоррекции в целом.Такой способ психологической коррекции не является достаточным, если мы не знаем истинную причину возникновения энуреза. Она может быть обусловлена как психогенными (например, испуг ребенка), так и биологическими факторами(аномалия тазовых органов). Таким образом, психологическая коррекция должна быть глубже сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии выделяются несколько моделей причин нарушения развития. Биологическая модель — объясняет причину нарушения в развитии снижением темпа созревания структур мозга. Медицинская модель — объясняет причины нарушения в развитии ребенка с точки зрения логики заболевания (этиология, патогенез, клинические проявления). Интерракционная модель — связывает причины отклонений в развитии детей и подростков с нарушением взаимодействий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного направления, может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка. Педагогическая модель — рассматривает причины отклонений в психическом развитии ребенка в явлениях социальной и педагогической запущенности. Деятелъностная модель — рассматривает причины неблагополучия ребенка в связи с несформированностью ведущего вида деятельности. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа
психологической структуры дефекта и его причины. Сложность и своеобразие аномального развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и психокоррекционным воздействиям.Разработка принципов как основополагающих, отправных идей, является чрезвычайно важным в теории и практике психологической коррекции. Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии: • Личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения • Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны тольков процессе общения со взрослыми (Лисина, Ломов и др.). • Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном детстве — игра, в младшем школьномдетстве — учебная деятельность) (Д. Б. Эльконин и др.). • Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Л. С. Выготский, М.Монтессори). Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической коррекции, которую можно рассматривать как единый комплекс кли-нико-психолого-педагогическихвоздействий. Второй принцип психологической коррекции — это принцип единствадиагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить особенности его психическогоразвития, уровень сформированности определенных психологическихновообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков,личностных и межличностных связей возрастным периодам
Третий принцип психологической коррекции — принцип личностного подхода. Личностный подход — это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей.
Четвертый принцип — принцип деятельностного подхода. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекци-онная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Пятый принцип — это иерархический принцип психологической коррекции, базирующийся на положениях Л. С. Выготского, который считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста.
Шестой принцип — каузальный принцип психологической коррекции, реализация которого направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В зависимости от формы организации коррекционной работы выделяются два ее основных вида: индивидуальная и групповая психокоррекция. В процессе индивидуальной психокоррекции происходит непосредственное воздействие на конкретного ребенка состороны психолога, использующего для этого различные методы работы. Пригрупповой психокоррекции работа ведется с группой детей, как правило близких по возрасту и имеющих схожие проблемы. В зависимости от коррекционных задач можно выделить следующие виды психокоррекции: игровая психокоррекция, семейная психокоррекция, нейропсихологическая коррекция, коррекция личностного роста и др. По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции. Ряд авторов предлагают разделить психологическую коррекцию на три формы организации: общую, частную и специальную психокоррекции. Под общей психологической коррекцией подразумеваются мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка. В нее входит регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Задачи общей психокоррекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилактики, педагогической этики и деонтологии. Они решаются в процессе организации учебно-воспитательных мероприятий. Частная психокоррекция — это набор психолого-педагогических воздействий. То есть это специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, таких как семейная психокоррекция, музыкотерапия, психогимнастика и пр. Специальная психокоррекция — «это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, являющийся наиболее эффективным для достижения конкретных задач формирования личности...». Основная цель специальной психокоррекции — исправление последствий неправильного воспитания. Таким образом, психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, реализующийся с помощью общих, частных и специальных процедур. Такое деление весьма условно и не отвечает основному назначению психологической коррекции как процессу психологического воздействия, направленного на исправление у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В процессе психологической коррекции психолог может использовать общие, частные и специальные методы. Выделяя виды психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии, можно ориентироваться на форму дизонтогенеза, в связи с этимможно выделить следующие виды: • психокоррекция при психическом недоразвитии, • психокоррекция задержанного психического развития, • психокоррекция при поврежденном психическом развитии, • психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка, • психокоррекция при искаженном психическом развитии, • психокоррекция при дисгармоничном психическом развитии. Следует заметить, что такая классификация деления является формальной, так как один вариант дизонтогенеза в чистом виде можновстретить чрезвычайно редко. Например, искаженное развитие может сочетаться с психическим недоразвитием или с задержанным развитием, а дисгармоничное психическое развитие часто протекает на фоне задержки психического развития. Кроме того, при задержанном психическом развитии, в зависимости от его формы, используются различные по содержанию психокоррекци-онныеметоды. Поэтому целесообразно классифицировать психо-коррекционный процесс по сферам его применения в конкретных нозологических группах больных. В практике психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции: 1. Коррекция эмоционального развития ребенка. 2. Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности. 3. Психологическая коррекция поведения детей и подростков. 4. Коррекция развития личности. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ: Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития и ею определяется. Теоретические модели психокоррекционных воздействий весьма разнообразны. Условно существуют две группы: отечественная и зарубежная. В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. В свою очередь здесь определены направления в области постановки психокоррекциониых целей: 1. Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка. 2. Развитие различных видов деятельности ребенка. 3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
- 1. Психология отклоняющегося развития.
- 2. Педагогическая характеристика детей с зпр.
- 3. Общие закономерности отклоняющегося развития
- 4. Неврозы и невротические реакции
- 5. Основные положения и проблемы психологии отклоняющегося развития
- 6. Причины возникновения неврозов
- 7. Общие закономерности нарушений психического развития.
- 8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.
- 10. Основными позициями в описании характеристик левшей.
- 11. Основные параметры психическогодезонтогенеза.
- 12. Профилактика возникновения неврозов.
- 13. Классификация психического дизонтогенеза в.В.Лебединского.
- 14. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
- 15. Задержанное развитие как 1 из вариантов психич дихонтогенеза
- 16. Психологическая характеристика детей с нарушением общения.
- 17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.
- 20. Система специализированных учреждений.
- 21. Варианты дисгармоничного развития.
- 22. Пpoблемa отграничений сходных психических состояний.
- 23. Понятие школьная дезадаптация. Сущность, содержание, структурные компоненты школьной дезадаптации.
- 27. Эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации.
- 28. Девиантное поведение. Нарушения поведения в подростковом возрасте
- 29. Поведенческий компонент школьной дезадаптации.
- 30. Оказание психологической помощи детям с отклонениями в развитии (см. Также вопрос № 40)
- 31. Причины отклонений в психическом развитии ребенка.
- Классификация Личко
- 34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения
- 35. Социальные и психологические причины отклоняющегося развития
- 37 Дети с временной задержкой психического развития (взпр)
- 38. Центры реабилитации и адаптации детей и подростков
- 39. Психологическая характеристика детей с зпр
- 40. Основные задачи и направления психокоррекционной работы с детьми, отклоняющимися в развитии.