28. Девиантное поведение. Нарушения поведения в подростковом возрасте
Для подростков с отклоняющимся поведением характерны нарушения в эмоционально-волевой сфере: неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность, частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость. Это приводит к частым конфликтам. Конфликты происходят, как правило, с различными категориями людей.
Среди мотивов антиобщественного поведения подростков почти половина совершаемых правонарушений связана с удовлетворением примитивных, в том числе аномальных для подросткового возраста, потребностей (спиртное, табачные изделия). Отклоняющееся поведение подростков - довольно емкое и содержательное понятие, включающее девиации в поведении, начиная от элементарных, простых нарушений порядка до совершения серьезных проступков, граничащих с нарушением законодательства.
Можно выделить 5 вариантов девиантного поведения.
Первый вариант характеризуется психопатоподобными расстройствами в виде грубости, вспыльчивости, взрывчатости, доходящей до драк с родителями, сверстниками и даже учителями, в совершении поступков антидисциплинарного и антиобщественного характера, делинквентности. При малейшей попытке окружающих пресечь такое поведение разрядка аффекта происходит по принципу реакции пассивного протеста - это уходы из дома, из школы, бродяжничество, аутоагрессивное поведение с нанесением самоповреждений и суицидальными попытками.
Второй вариант отличается сочетанием описанных психопатоподобных расстройств с истерическими включениями: демонстративностью (особенно при наличии «аудитории»), манерность, иногда даже вычурность поведения
Третий вариант в значительной мере напоминает астенический синдром. Подростки с этим вариантом могут совершать суицидальные поступки на высоте аффективного напряжения в психотравмирующей ситуации. В повседневном общении такие подростки обидчивы, капризны, неусидчивы, у них снижены работоспособность и интерес к имевшимся у них ранее увлечениям.
Четвертый вариант девиантного поведения по психопатологической структуре приближается к астенодепрессивному синдрому. У таких подростков наряду со слабостью, вялостью, быстрой истощаемостью отмечаются снижение настроения и некоторая моторная заторможенность. Характерна мимика таких подростков: маскообразное выражение лица, разговаривают тихим голосом, внешне выглядят грустными, печальными. Но вместе с тем их поведение отличает аутоагрессивность в форме суицидальных попыток.
Пятый вариант может быть определен как астеноневротический синдром с истероидными проявлениями и суицидальным поведением (во всех случаях). Клиническая картина при этом варианте весьма полиморфна: жалобы на головные боли, плохой сон, сердцебиение; объективно наблюдаемая неустойчивость настроения, повышенная возбудимость на фоне быстрой истощаемости, склонность к бурным аффективным реакциям, театральность поведения, капризность, лживость; доминируют истероидные проявления. Подростки ведут себя демонстративно, позволяют себе вычурность в одежде и прическе, неумеренность в употреблении косметики. Охотно публично рассказывают о своих сексуальных контактах, участии в алкогольных, а иногда и токсикоманических эксцессах, хвастаются знакомством с известными людьми и т.п.
Поведение, связанное с правонарушениями, но не подлежащее уголовному наказанию.
Выделяют несколько типов деликвентного поведения.
Агрессивно-защитный тип. Свойственен подросткам с агрессивным характером. Такой тип формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье.
Оппозиционный тип. Наблюдается при воспитании по типу «кумира семьи». Создание «тепличной атмосферы» формирует у ребёнка искаженное представление о своих правах и обязанностях. А при столкновении с реальными отношениями, может возникнуть аффект неадекватности.
Инфантильный тип. Встречается у эмоционально-лабильных подростков и вызван трудностями процесса эмансипации. Стремление к независимости от родителей сочетается с притязаниями на их безраздельную любовь, внимание и заботу.
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от нормы (негативные и позитивные девиации), поступки и действия, отклоняющиеся от социальных норм. Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.). Негативная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое однозначно вызывает у большинства людей осуждение (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.). Причины девиантного поведения: - несовершенство существующих норм и законов - несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться) - биологические и психологические особенности личности (генетические отклонения, психопатия, умственные дефекты) - социальные условия жизни личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и отдыхать) Различают следующие формы девиантного поведения: 1. Индивидуальные/групповые 2. Первичное/вторичное отклонения (ввел Х.Беккер) Индивидуальные отклонения – индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры. Групповые отклонения – отклонения группы от общепринятой морали(субкультура). Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе – такое отклонение воспринимается обществом как маленькая шалость, эксцентричность или ошибка. Вторичное отклонение – отклонение, которое социально определяется как девиантное. Теории девиантного поведения 1. Теория физических типов 2. Психоаналитические теории 3. Социологические или культурные теории 4. Теория аномии (ввел Э.Дюркгейм) 1. Теория физических типов (Ч.Ломброзо, Э.Кретшмер, В.Шелдон) состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. По Шелдону 3 основных типа: эндоморфный (округлость форм, лишний вес), мезоморфный (мускулистость, атлетичность), эктоморфный (субтильность, худоба). Что мезоморфный тип – в основном преступники и т.д., что конечно, ошибочно. 2. В основе психоаналитических теорий (З.Фрейд, Юнг) лежит изучение конфликтов, происходящих в сознание личности. … (читай философию – сознательное Я, сверх Я против Бессознательного – либидо и мортидо) 3. Индивиды становятся девиантами, так как процессы происходимой ими социализации бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. (наибольшее влияние оказывает семья) 4. Теория аномии (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон)– девиантное поведение возникает как результат большого числа конфликтных норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения(аномия). Р.Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. К примеру, в Америке – все стремятся к богатству, кто не может добиться этого легально (через талант, и т.д.), тот добивается нелегально. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность. Следует отметить, что девиантное поведение может иметь для общества и позитивное значение. Социальные отклонения могут стать средством прогрессивного развития, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения. Границы между отклоняющимся и неотклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве. Имеет место зависимость форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурологических и др. факторов. Кроме индивидуального существует и коллективное девиантное поведение. Многочисленные формы и типы девиантного поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Среди множества факторов, обуславливающих девиантное поведение, можно выделить: 1. Индивидуальные (психологические особенности личности) 2. Социальные (экономические, политические, социокультурные условия существования общества). Для поддержания стабильности в обществе необходимо, чтобы большинство людей ориентировалось в своем поведении на определенные критерии и нормы морали, религиозные нормы, политические и эстетические нормы, обычаи и традиции. Для этого существуют специальные механизмы, такие как социальный контроль, превентивные меры коррекции уже возникшего девиантного поведения. |
- 1. Психология отклоняющегося развития.
- 2. Педагогическая характеристика детей с зпр.
- 3. Общие закономерности отклоняющегося развития
- 4. Неврозы и невротические реакции
- 5. Основные положения и проблемы психологии отклоняющегося развития
- 6. Причины возникновения неврозов
- 7. Общие закономерности нарушений психического развития.
- 8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.
- 10. Основными позициями в описании характеристик левшей.
- 11. Основные параметры психическогодезонтогенеза.
- 12. Профилактика возникновения неврозов.
- 13. Классификация психического дизонтогенеза в.В.Лебединского.
- 14. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
- 15. Задержанное развитие как 1 из вариантов психич дихонтогенеза
- 16. Психологическая характеристика детей с нарушением общения.
- 17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.
- 20. Система специализированных учреждений.
- 21. Варианты дисгармоничного развития.
- 22. Пpoблемa отграничений сходных психических состояний.
- 23. Понятие школьная дезадаптация. Сущность, содержание, структурные компоненты школьной дезадаптации.
- 27. Эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации.
- 28. Девиантное поведение. Нарушения поведения в подростковом возрасте
- 29. Поведенческий компонент школьной дезадаптации.
- 30. Оказание психологической помощи детям с отклонениями в развитии (см. Также вопрос № 40)
- 31. Причины отклонений в психическом развитии ребенка.
- Классификация Личко
- 34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения
- 35. Социальные и психологические причины отклоняющегося развития
- 37 Дети с временной задержкой психического развития (взпр)
- 38. Центры реабилитации и адаптации детей и подростков
- 39. Психологическая характеристика детей с зпр
- 40. Основные задачи и направления психокоррекционной работы с детьми, отклоняющимися в развитии.