7. Общие закономерности нарушений психического развития.
Развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка.
Выделяют общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушениями развития. Общие закономерности — это закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития: - поэтапность развития; - скачкообразность психического развития; - наличие сензитивных периодов; - взаимовлияние биологического и социального. Специфические закономерности характерны только для групп детей с тем или иным нарушением. Среди специфических закономерностей детей с нарушениями развития, в том числе и детей с речевой патологией, наиболее важными являются следующие: • В структуре дефекта проявляются как первичные (ядерные) нарушения, так и вторичные отклонения, системные последствия. • Нарушения психического развития оказывают отрицательное влияние на весь дальнейший процесс психического развития. • Любые нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности. • Отмечается неравномерность в развитии психических функций. • Имеет место своеобразие в приеме и переработке всех видов информации, уменьшение объема информации, ее искажение. • Наблюдаются особенности формирования личности. • При нарушении психического развития возникают трудности социальной адаптации. • У детей с нарушениями развития всегда имеются потенциальные возможности развития за счет сохранных функций. |
Закономерности нарушенного развития: общие закономерности развития – законы развития, свойственны как норме, так и патологии: Специфические особенности:
Модально неспецифические - те особенности, которые свойственны всем детям с отклонением в развитии, не зависимо от варианта дизонтогенеза. Это то общее, что есть между ними, и одновременно то, что их всех отличает от нормального развития детей.
Модально специфические – характеризуют особенности психического развития, которые свойственны только для какой-то одной формы отклонений и которые отличают эту форму от всех остальных (Например особенности психического развития детей с нарушениями слуха). Иначе говоря – это то, что отличает одну группу от другой.
- 1. Психология отклоняющегося развития.
- 2. Педагогическая характеристика детей с зпр.
- 3. Общие закономерности отклоняющегося развития
- 4. Неврозы и невротические реакции
- 5. Основные положения и проблемы психологии отклоняющегося развития
- 6. Причины возникновения неврозов
- 7. Общие закономерности нарушений психического развития.
- 8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.
- 10. Основными позициями в описании характеристик левшей.
- 11. Основные параметры психическогодезонтогенеза.
- 12. Профилактика возникновения неврозов.
- 13. Классификация психического дизонтогенеза в.В.Лебединского.
- 14. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
- 15. Задержанное развитие как 1 из вариантов психич дихонтогенеза
- 16. Психологическая характеристика детей с нарушением общения.
- 17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.
- 20. Система специализированных учреждений.
- 21. Варианты дисгармоничного развития.
- 22. Пpoблемa отграничений сходных психических состояний.
- 23. Понятие школьная дезадаптация. Сущность, содержание, структурные компоненты школьной дезадаптации.
- 27. Эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации.
- 28. Девиантное поведение. Нарушения поведения в подростковом возрасте
- 29. Поведенческий компонент школьной дезадаптации.
- 30. Оказание психологической помощи детям с отклонениями в развитии (см. Также вопрос № 40)
- 31. Причины отклонений в психическом развитии ребенка.
- Классификация Личко
- 34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения
- 35. Социальные и психологические причины отклоняющегося развития
- 37 Дети с временной задержкой психического развития (взпр)
- 38. Центры реабилитации и адаптации детей и подростков
- 39. Психологическая характеристика детей с зпр
- 40. Основные задачи и направления психокоррекционной работы с детьми, отклоняющимися в развитии.