39. Психологическая характеристика детей с зпр
Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
--медлительность, инертность или расторможенность психических процессов
--У детей с ЗПР наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые.
--Неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
--недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
--неустойчивость внимания,его рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
--слабое развитие интеллектуальной активности детей, миалая интеллектуальная направленностьнесовершенство навыков и умений самоконтроля, недостаточное развитие чувства ответственности и интереса к учению.
--снижение работоспособности
--отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; преобладание механического запоминания над словесно-логическим; нарушение кратковременной памяти, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания
--развитие познавательной деятельности
--недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления
--инертность мышления, которая проявляется в разных формах. Особенно ярко инертность проявляется при работе с проблемными задачами, которые требуют самостоятельного поиска способа решения
--снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.
--поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения со взрослым.
--психический инфантилизм, сниженный фон настроения
--слабое развитие эмоционально-волевой сферы. На уроке они в состоянии работать не более 12-15 мин, а затем наступает утомление, активность и внимание резко снижаются, возникают импульсивные, необдуманные действия; в работе появляется много ошибок и исправлений; часты вспышки раздражения или отказ от работы в ответ на указание педагога.
--снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
--недоразвитие у детей данной категории социальной зрелости.
--несформированностъ игровой деятельности. У детей этой категории оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, сами игровые роли бедны, охватывают небольшое игровое общество на короткий временной срок.
--может быть недоразвитие мелкой моторики
- 1. Психология отклоняющегося развития.
- 2. Педагогическая характеристика детей с зпр.
- 3. Общие закономерности отклоняющегося развития
- 4. Неврозы и невротические реакции
- 5. Основные положения и проблемы психологии отклоняющегося развития
- 6. Причины возникновения неврозов
- 7. Общие закономерности нарушений психического развития.
- 8. Особенность формирования характера у детей, заболевающих неврозами.
- 10. Основными позициями в описании характеристик левшей.
- 11. Основные параметры психическогодезонтогенеза.
- 12. Профилактика возникновения неврозов.
- 13. Классификация психического дизонтогенеза в.В.Лебединского.
- 14. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
- 15. Задержанное развитие как 1 из вариантов психич дихонтогенеза
- 16. Психологическая характеристика детей с нарушением общения.
- 17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.
- 20. Система специализированных учреждений.
- 21. Варианты дисгармоничного развития.
- 22. Пpoблемa отграничений сходных психических состояний.
- 23. Понятие школьная дезадаптация. Сущность, содержание, структурные компоненты школьной дезадаптации.
- 27. Эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации.
- 28. Девиантное поведение. Нарушения поведения в подростковом возрасте
- 29. Поведенческий компонент школьной дезадаптации.
- 30. Оказание психологической помощи детям с отклонениями в развитии (см. Также вопрос № 40)
- 31. Причины отклонений в психическом развитии ребенка.
- Классификация Личко
- 34. Психологическая характеристика детей с нарушениями общения
- 35. Социальные и психологические причины отклоняющегося развития
- 37 Дети с временной задержкой психического развития (взпр)
- 38. Центры реабилитации и адаптации детей и подростков
- 39. Психологическая характеристика детей с зпр
- 40. Основные задачи и направления психокоррекционной работы с детьми, отклоняющимися в развитии.