4. Проблема соотношения обучения и развития как фундаментальная проблема педагогической психологии.
Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков.
Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние.
Исследователи выделяют три группы факторов развития: биологические, социальные, собственная активность личности.
Концепции соотношения обучения и развития:
Обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка).
Обучение – внешние условия созревания, развития. «Развитие создает возможности –обучение их реализует» (А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже).
Обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский, Дж. Брунер).
Исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке идеи Выготского о ведущей роли обучения в развитии прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим.
При этом:
- одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов),
- другие достигали развивающего эффекта обучения главным образом посредством усовершенствования методов обучения (Л.В. Занков),
- третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности школьников и тем самым повысить эффективность усвоения (Н.А. Менчинская, Д.Б. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.).
- 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Ее связь с другими науками.
- 2. История педагогической психологии (краткая характеристика каждого периода)
- 3. Понятие образования. Образование как социальный институт. Актуальные проблемы современного образования.
- 4. Проблема соотношения обучения и развития как фундаментальная проблема педагогической психологии.
- 5. Факторы психического развития человека.
- 6. Философские и психологические основы традиционного обучения.
- 8. Психологические основы развивающего обучения.
- 10. Принципы личностно-ориентированного обучения.
- 11. Концепция гуманистического обучения.
- 12. Роль учителя в различных образовательных системах.
- 13. Основные направления работы школьной психологической службы.
- 14. Характеристика учебной мотивации.
- 15. Исследования способностей и одаренности в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 16. Дифференциация и индивидуализация образования.
- 17. Педагогическая технология.
- 18. Продуктивный и репродуктивный типы обучения.
- 19. Компетентностный подход в современном образовании.
- 20. Современные системы оценки качества образования.
- 21. Проблемы организации дистанционного образования.
- 22. Деловая игра как метод обучения.
- 23. Проектное обучение.
- 24. Метод анализа конкретных ситуаций (кейс-стади).
- 25. Социально-психологический тренинг как метод обучения.
- 26. Роль обратной связи в обучении.