logo
Атамалова_Задание по выбору

4. Проблема соотношения обучения и развития как фундаментальная проблема педагогической психологии.

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков.

Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние.

Исследователи выделяют три группы факторов развития: биологические, социальные, собственная активность личности.

Концепции соотношения обучения и развития:

Исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке идеи Выготского о ведущей роли обучения в развитии прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим.

При этом:

- одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов),

- другие достигали развивающего эффекта обучения главным образом посредством усовершенствования методов обучения (Л.В. Занков),

- третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности школьников и тем самым повысить эффективность усвоения (Н.А. Менчинская, Д.Б. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.).