logo
Атамалова_Задание по выбору

6. Философские и психологические основы традиционного обучения.

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения.

Термин «традиционное» (или объяснительно-иллюстративное) обучение подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Психологической основой усвоения знаний в этой системе послужили представления об ассоциациях как универсальном механизме формирования содержания психического под влиянием восприятия внешних воздействий. Ассоциативно-рефлекторная теория лежит в основе объяснительно-иллюстративного или традиционного типа обучения с его известными принципами наглядности, от простого к сложному, последовательности и систематичности изложения содержания, прочности усвоения знаний и др.

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности

7. Концепция программированного обучения.

Программированное обучение (п.о) – это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).

Идея п.о. была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером.

В основу общей теории п. обучения положено программирование процесса усвоения материала.

В п.о. учение осуществляется как четко управляемый процесс. "Шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка. Также в программированном обучении действует такие принципы: системы подсказок, подкрепления, повторения.

Типы обучающих программ:

Линейная система программированного обучения, разработанная Б. Скиннером.

Разветвленная система программированного обучения. Основоположником является американский педагог Н. Краудер

В этих программах кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы, на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов. Если ученик выбрал правильный ответ, то получает подкрепление, если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.