18. Продуктивный и репродуктивный типы обучения.
Репродуктивный тип обучения – тип, целью которого является максимально быстрое освоение учащимися максимально большого объема учебного материала. При р. т. обучения готовили грамотного работника, исполнителя, но не способного творчески осмыслить и переструктурировать имеющиеся знания.
Основная особенность р.т. обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения.
Главное преимущество данного метода – экономность.
В целом же р. м. обучения не позволяют в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности.
Структура репродуктивного обучения
Продуктивный тип обучения (продуктивный тип педагогических технологий) – тип, опирающийся на самостоятельную, а не организованную педагогом деятельность учащихся и формирование творческого мышления как ключевой момент результата образования.
П. т. обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов.
Сущность п. т. обучения:
учитель вместе с учащимися формирует проблему;
знания учащимся не сообщаются
деятельность учителя сводиться к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.
В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает что-то новое по сравнению с усвоенным ранее, т.е. генерирует новую информацию или способ деятельности. Создание нового в поисковой деятельности всегда опирается на предшествующий опыт.
Связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют собой различные ступени одного и того же процесса освоения.
- 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Ее связь с другими науками.
- 2. История педагогической психологии (краткая характеристика каждого периода)
- 3. Понятие образования. Образование как социальный институт. Актуальные проблемы современного образования.
- 4. Проблема соотношения обучения и развития как фундаментальная проблема педагогической психологии.
- 5. Факторы психического развития человека.
- 6. Философские и психологические основы традиционного обучения.
- 8. Психологические основы развивающего обучения.
- 10. Принципы личностно-ориентированного обучения.
- 11. Концепция гуманистического обучения.
- 12. Роль учителя в различных образовательных системах.
- 13. Основные направления работы школьной психологической службы.
- 14. Характеристика учебной мотивации.
- 15. Исследования способностей и одаренности в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 16. Дифференциация и индивидуализация образования.
- 17. Педагогическая технология.
- 18. Продуктивный и репродуктивный типы обучения.
- 19. Компетентностный подход в современном образовании.
- 20. Современные системы оценки качества образования.
- 21. Проблемы организации дистанционного образования.
- 22. Деловая игра как метод обучения.
- 23. Проектное обучение.
- 24. Метод анализа конкретных ситуаций (кейс-стади).
- 25. Социально-психологический тренинг как метод обучения.
- 26. Роль обратной связи в обучении.