11. Концепция гуманистического обучения.
Гуманистическое обучение основано на человекоцентрированном психологическом подходе К. Роджерса (Rogers). Первая презентация концепции состоялась в 1952 г. в Гарвардском университете на конференции, посвященной новым педагогическим подходам. К. Роджерс различает два типа учения: бессмысленное и осмысленное.
Учение первого типа – принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое извне, направленное на усвоение значений.
Учение второго типа – свободное и самостоятельно иницииируемое, личностно вовлеченное, влияющее на всю личность, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.
Основная задача учителя – фасилитация (стимулирование и инициирование) осмысленного учения. Основные установки учителя-фасилитатора:
«Истинность» или «открытость»
«Принятие», «доверие»
«Эмпатическое понимание».
Основываясь на результатах 102 сопоставительных исследований, К. Роджерс показал, что гуманистическое обучение оказалось более эффективным, чем традиционное.
- 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Ее связь с другими науками.
- 2. История педагогической психологии (краткая характеристика каждого периода)
- 3. Понятие образования. Образование как социальный институт. Актуальные проблемы современного образования.
- 4. Проблема соотношения обучения и развития как фундаментальная проблема педагогической психологии.
- 5. Факторы психического развития человека.
- 6. Философские и психологические основы традиционного обучения.
- 8. Психологические основы развивающего обучения.
- 10. Принципы личностно-ориентированного обучения.
- 11. Концепция гуманистического обучения.
- 12. Роль учителя в различных образовательных системах.
- 13. Основные направления работы школьной психологической службы.
- 14. Характеристика учебной мотивации.
- 15. Исследования способностей и одаренности в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 16. Дифференциация и индивидуализация образования.
- 17. Педагогическая технология.
- 18. Продуктивный и репродуктивный типы обучения.
- 19. Компетентностный подход в современном образовании.
- 20. Современные системы оценки качества образования.
- 21. Проблемы организации дистанционного образования.
- 22. Деловая игра как метод обучения.
- 23. Проектное обучение.
- 24. Метод анализа конкретных ситуаций (кейс-стади).
- 25. Социально-психологический тренинг как метод обучения.
- 26. Роль обратной связи в обучении.