25. Социально-психологический тренинг как метод обучения.
Методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия.
Общая цель С.-п. т. — повышение компетентности в сфере общения. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен С.-п. т., он может приобретать различные формы. Все многообразие этих форм условно можно разделить на 2 больших класса: 1) ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков; 2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения.
Принципы реализующиеся в С.-п. т.: принцип активности и принцип обратной связи.
С.-п. т. проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. Обычно цикл занятий рассчитан на 30-50 часов. В процессе С.-п. т. применяются различные методические приемы: групповая дискуссия, ролевые игры, невербальные методики и др.
В процессе работы тренинговая группа проходит ряд этапов развития:
1. Этап знакомства и ориентации. 2. Этап лабилизации. На этом этапе участники группы получают такие сведения о себе, которые противоречат их собственным представлениям. 3. Этап конструктивной целенаправленной деятельности.
Психологическое содержание обучения в рамках социально-психологического тренинга состоит из трех компонентов:
1. Осознание привычных моделей реагирования в привычных
ситуациях).
2. Формирование установки на усвоение новой информации, способствующей оптимизации процесса общения.
3. Усвоение новых способов реагирования, делающих поведение более
эффективным.
- 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Ее связь с другими науками.
- 2. История педагогической психологии (краткая характеристика каждого периода)
- 3. Понятие образования. Образование как социальный институт. Актуальные проблемы современного образования.
- 4. Проблема соотношения обучения и развития как фундаментальная проблема педагогической психологии.
- 5. Факторы психического развития человека.
- 6. Философские и психологические основы традиционного обучения.
- 8. Психологические основы развивающего обучения.
- 10. Принципы личностно-ориентированного обучения.
- 11. Концепция гуманистического обучения.
- 12. Роль учителя в различных образовательных системах.
- 13. Основные направления работы школьной психологической службы.
- 14. Характеристика учебной мотивации.
- 15. Исследования способностей и одаренности в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 16. Дифференциация и индивидуализация образования.
- 17. Педагогическая технология.
- 18. Продуктивный и репродуктивный типы обучения.
- 19. Компетентностный подход в современном образовании.
- 20. Современные системы оценки качества образования.
- 21. Проблемы организации дистанционного образования.
- 22. Деловая игра как метод обучения.
- 23. Проектное обучение.
- 24. Метод анализа конкретных ситуаций (кейс-стади).
- 25. Социально-психологический тренинг как метод обучения.
- 26. Роль обратной связи в обучении.