14. Характеристика учебной мотивации.
Побудителем учебной деятельности является система мотивов, которая образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
Уч. мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов: характером образовательной системы; особенностями самого обучающегося; личностными особенностями учителя и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности; спецификой учебного предмета.
Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.
К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям). Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Личные источники К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие.
Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов.
Можно выделить следующие функции учебных мотивов:
а) побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива;
б) направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект;
в) регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности.
Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте. В ее основе лежит интерес к новым знаниям.
Важнейшие предпосылки формирования у школьника интереса к учению.
1. Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя.
2. Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания.
3. Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.
- 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Ее связь с другими науками.
- 2. История педагогической психологии (краткая характеристика каждого периода)
- 3. Понятие образования. Образование как социальный институт. Актуальные проблемы современного образования.
- 4. Проблема соотношения обучения и развития как фундаментальная проблема педагогической психологии.
- 5. Факторы психического развития человека.
- 6. Философские и психологические основы традиционного обучения.
- 8. Психологические основы развивающего обучения.
- 10. Принципы личностно-ориентированного обучения.
- 11. Концепция гуманистического обучения.
- 12. Роль учителя в различных образовательных системах.
- 13. Основные направления работы школьной психологической службы.
- 14. Характеристика учебной мотивации.
- 15. Исследования способностей и одаренности в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 16. Дифференциация и индивидуализация образования.
- 17. Педагогическая технология.
- 18. Продуктивный и репродуктивный типы обучения.
- 19. Компетентностный подход в современном образовании.
- 20. Современные системы оценки качества образования.
- 21. Проблемы организации дистанционного образования.
- 22. Деловая игра как метод обучения.
- 23. Проектное обучение.
- 24. Метод анализа конкретных ситуаций (кейс-стади).
- 25. Социально-психологический тренинг как метод обучения.
- 26. Роль обратной связи в обучении.