1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Ее связь с другими науками.
Предметом п.п. являются механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе и вызываемые этим процессом изменения на уровне интеллектуального и личностного развития человека.
Задачи п.п. Общей, главной задачей является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.
Основные методы: Наблюдение . Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Различается несколько видов наблюдений.
Эксперимент. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Психолого-педагогические эксперименты различаются: по форме проведения; количеству переменных; целям; характеру организации исследования.
Также используются такие методы как: беседа, анкетирование, метод тестирования и формирующий эксперимент.
Связь с другими науками.
По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая "заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений". Между ними существует несколько "узлов" связи: 1- предмет этих наук; 2 - показатели и критерии обученности и воспитанности личности; 3- это методы исследования.
К тому же педагогическая психология с возрастной психологией и сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии и др.
- 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Ее связь с другими науками.
- 2. История педагогической психологии (краткая характеристика каждого периода)
- 3. Понятие образования. Образование как социальный институт. Актуальные проблемы современного образования.
- 4. Проблема соотношения обучения и развития как фундаментальная проблема педагогической психологии.
- 5. Факторы психического развития человека.
- 6. Философские и психологические основы традиционного обучения.
- 8. Психологические основы развивающего обучения.
- 10. Принципы личностно-ориентированного обучения.
- 11. Концепция гуманистического обучения.
- 12. Роль учителя в различных образовательных системах.
- 13. Основные направления работы школьной психологической службы.
- 14. Характеристика учебной мотивации.
- 15. Исследования способностей и одаренности в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 16. Дифференциация и индивидуализация образования.
- 17. Педагогическая технология.
- 18. Продуктивный и репродуктивный типы обучения.
- 19. Компетентностный подход в современном образовании.
- 20. Современные системы оценки качества образования.
- 21. Проблемы организации дистанционного образования.
- 22. Деловая игра как метод обучения.
- 23. Проектное обучение.
- 24. Метод анализа конкретных ситуаций (кейс-стади).
- 25. Социально-психологический тренинг как метод обучения.
- 26. Роль обратной связи в обучении.