logo
Атамалова_Задание по выбору

5. Факторы психического развития человека.

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность — способность организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития вряду поколений. Влияние наследственности хоть и велико, но и не бесконечно. Гены каждому человеку выпадают случайно и то, как они себя проявят, зависит от многих окружающих факторов, которые мы можем держать под контролем.

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные ценности. 

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. 

Роль и соотношение внутренних (наследственность) и внешних (среда, воспитание) факторов в становлении личности человека, движущих сил его психического развития по-разному рассматривается представителями разных теорий.

 1. Жан Пиаже, Инельдер и др. считают, что развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой. А воспитание АОЛЖНО следовать за развитием. Как бы «идет в хвосте развития».

2. Торндайк, Уотсон и др. отождествляют обучение и развитие. Обучение и развитие совершаются параллельно, то есть каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.

3. Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка. Что обучение всегда должно идти впереди развития. Выделил 2 уровня развития детей:1. УРОВЕНЬ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. 2. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ.

4. В. Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения. Роль наследственности считал ведущей, не учитывал собственную активность ребенка.

В целом развитие человека - неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры.