2. История педагогической психологии (краткая характеристика каждого периода)
Выделяются три этапа становления и развития педагогической психологии (Зимняя И.А.):
Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по Песталоцци).
Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, К.Д. Ушинский и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке. Проблемы, которые они рассматривали: связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ученика; способности ребенка и их развитие; роль личности учителя; организация обучения и многие другие.
Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий ориентируясь и используя результаты психологических, психофизических экспериментальных исследований.
Предпосылки формирования педагогической психологии: 1.Разработка идеи развития в биологии 2. Требования педагогической практики 3. Появление экспериментальной психологии.
Данный этап характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления – педологии.
(Вильгельм Прейер, Стенли Холл, Арнольд Гезелл, Джеймс Болдуин. Отечественные психологи: А.П. Нечаев, П.П. Блонский Л.С. Выготский, М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн)
Третий этап - с середины XX в. до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Все многообразие этих теорий имело один общий момент — решение задачи теоретического обоснования концепции, наиболее адекватной, с точки зрения их авторов, требованиям общества к системе обучения. В этот же период наметились тенденции к постановке комплексных проблем - воспитывающего обучения и обучающего воспитания.
- 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Ее связь с другими науками.
- 2. История педагогической психологии (краткая характеристика каждого периода)
- 3. Понятие образования. Образование как социальный институт. Актуальные проблемы современного образования.
- 4. Проблема соотношения обучения и развития как фундаментальная проблема педагогической психологии.
- 5. Факторы психического развития человека.
- 6. Философские и психологические основы традиционного обучения.
- 8. Психологические основы развивающего обучения.
- 10. Принципы личностно-ориентированного обучения.
- 11. Концепция гуманистического обучения.
- 12. Роль учителя в различных образовательных системах.
- 13. Основные направления работы школьной психологической службы.
- 14. Характеристика учебной мотивации.
- 15. Исследования способностей и одаренности в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 16. Дифференциация и индивидуализация образования.
- 17. Педагогическая технология.
- 18. Продуктивный и репродуктивный типы обучения.
- 19. Компетентностный подход в современном образовании.
- 20. Современные системы оценки качества образования.
- 21. Проблемы организации дистанционного образования.
- 22. Деловая игра как метод обучения.
- 23. Проектное обучение.
- 24. Метод анализа конкретных ситуаций (кейс-стади).
- 25. Социально-психологический тренинг как метод обучения.
- 26. Роль обратной связи в обучении.