logo
Билеты по Социальной Педагогике

4. Основные принципы сп.

• общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;

• общие принципы общественных (социальных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;

• основные специфические принципы социальной педагогики: целостность, природосообразность, гуманизм, культуросообразность.

Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармоничного развития человека как существа биосоциального и экзистенциального.

Принцип природосообразности — (Коменский, Песталоцци) заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Объектом любых воспитательных отношений и педагогических процессов должен стать человек (ребенок) с его конкретными индивидуальными особенностями развития. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физический, психический и социальный статус становятся главными определяющими при организации педагогических мероприятий.

Этот принцип предполагает, что любой педагогический процесс требует соблюдения определенных условий:

1) не вредить здоровью ребенка, но укреплять и поддерживать, воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

2) активизировать собственную позицию ребенка как равноправного участника педагогического процесса, содействовать самообразованию, самовоспитанию;

3) учитывать зоны ближайшего и актуального развития, определяющие индивидуальные и возрастные возможности ребенка;

4 следовать логике: от простого к сложному, от незнания к знанию, от понятного к непонятному.

Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.

Сущность принципа гуманизма состоит в приоритетах общечеловеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе. Реализация этого принципа требует соблюдения определенных условий, а именно:

1) разработки социально-педагогических технологий для осуществления процесса социального воспитания на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку;

2) полного признания прав ребенка;

3) создания ситуаций успешности при опоре на положительные качества личности воспитанника.

Принцип кулътуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс. Для реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих условий:

1) понимать социально-педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность;

2) максимально использовать региональную и конфессиональную культуру, народные и семейные традиции;

3) обеспечивать единство национального и интернационального воспитания.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.