7. Сущность и содержание процесса виктимизации личности.
В социальной педагогике проблемы, связанные с неблагоприятной социализацией человека, изучает виктимология. Под виктимологией (от лат. victime - «жертва» и греч, logos - «слово, понятие, учение») понимают учение о поведении жертвы насилия. В социальной педагогике термин виктимология введен А.В. Мудриком. Им выделен раздел – социально-педагогическаявиктимология, изучающий теорию и практику неблагоприятной социализации человека (изучения человека, как жертвы социализации). Как отрасль социально-педагогического знания, виктимология изучает:
понятие социально-педагогическая виктимология, его сущность, содержание;
человека, как субъекта или как объекта социально-педагогическойвиктимизации;
само явление – социально-педагогическаявиктимизацию, как процесс десоциализации человека;
виктимогенные факторы (опас¬ности) процесса социализации человека в зависимо¬сти от возраста, пола, среды воспитания и разрабатывает цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности по профилактике десоциализации;
возможности предупреждения и преодоления различных видов виктимизации в повседневных условиях социализации человека.
Как субъект, человек выступает в роли лица, которое способствует виктимизации (социальной деформации, десоциализации) другого. Объект виктимизации – это виктимный человек, подвергшийся воздействию тех или иных факторов и условий, неблагоприятно сказавшихся на его социализации. Виктимность – это склонность человека стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств, ведущих к дезадаптации, социальным отклонениям, десоциализации.
Выделяются следующие виды виктимности:
• личностную - как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих ее предрасположенность стать жертвой не успешности в чем-либо, быть подверженной влиянию другого человека деструктивного характера;
групповую — как деструктивное воздействие группы на своих членов. Такое воздействие может иметь место под влиянием толпы, детской «стаи», а также различных детских, молодежных и других неформальных негативных объединений, несущих в себе деструктивный потенциал и проявление;
всеобщую — определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.
Виды жертв неблагоприятных условий:
1) реальные – это те люди, которые уже находятся в состоянии, характеризуемым как десоциализация (людей с инвалидностью; с ограниченными возможностями; с психико-соматическими дефектами и отклонениями;
социальных сирот, детей улицы и др).;
2) потенциальные – это люди, которые вследствие определенных причин могут иметь негативные последствия социализации. К потенциальным жертвам социализации относятся:
3) латентные - это те, кто не смог реали¬зовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Это могут быть дети нормально развитые, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, негативной для социализации среде жизнедеятельности, противодействию влиянию которой они не в состоянии. К данной категории относятся высокоодаренные люди, условия социализации которых, недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают.
- 1. Социальная педагогика в системе наук о человек.
- 2. Социальная и общая педагогика. Их взаимосвязь и различия.
- 3. Основные функции сп.
- 4. Основные принципы сп.
- 5. Сущность и содержание понятия социального воспитания.
- 6. Социальное воспитание как часть процесса социализации.
- 7. Сущность и содержание процесса виктимизации личности.
- 8. Объктивные факторы процесса виктимизации.
- 9 Субъективные факторы процесса виктимизации.
- 10. Основные пути преодоления последствий объективных факторов виктимизации.
- 11. Личностно-ориентированный подход в сп.
- 12. Личностно-средовый подход в сп.
- 13. Личностно-деятельностный подход в сп.
- 14. Междисциплинарный подход в сп.
- 15. Проблемный подход в сп.
- 16. Информационный подход в сп.
- 17 Основные средовые факторы и их роль в воспитании личности.
- 18. Проблемное поле современных социально-педагогических исследований.
- 19. Сущность и содержание спд.
- 22. Современные проблемы молодежи и основные пути их решения.
- 23. Цели, содержание и принципы государственной молодежной политики.
- 24. Семья как социокультурная среда воспитания личности.
- 25. Основные функции семьи.
- 26. Основные факторы семейного воспитания.
- 27. Детский фактор семьи и его особенности.
- 28. Семейные взаимоотношения, их типы и роль в социальном воспитании.
- 29. Авторитет родителей, его виды и роль в социальном воспитании.
- 30. Типичные ошибки семейного воспитания.
- 31. Особенности сп помощи молодой семье.
- 32. Особенности сп работы с семьей среднего супружеского возраста.
- 33. Особенности сп работы с пожилой семьей.
- 34. Особенности сп работы с бездетной семьей.
- 35. Особенности сп работы с малодетной семьей.
- 36. Особенности сп работы с многодетной семьей.
- 37. Особенности сп работы со сложной семьей.
- 38. Особенности сп работы со смешанной семьей.
- 39. Особенности сп работы с внебрачной семьей.
- 40. Особенности сп работы с неполной семьей.
- 41. Особенности сп работы с дистантной семьей.
- 42. Особенности сп работы с социально-гетерогенной семьей.
- 43. Особенности сп работы с межнациональной семьей.
- 44. Особенности сп работы с неблагополучной семьей.