10. Основные пути преодоления последствий объективных факторов виктимизации.
Важно выделить те факторы, предпосылки, под воздействием которых человек превращается в жертву неблагоприятных условий социализации. Под виктимогенными понимают факторы, которые по отношению к конкретному человеку играют деструктивную роль в его адаптации и социализации. По своей совокупности их можно классифицировать по следующим основаниям:
1) имеющие постоянный характер: сиротство, инвалидность;
2) появляющиеся на определенном возрастном этапе и ведущие к дезадаптации и десоциализации: алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.;
3) неустранимые (с позиции способности государства обеспечивать адаптивность среды жизнедеятельности человека): инвалидность, ограниченные возможности;
4) предотвращаемые или изменяемые, негативно влияющие на человека, факторы: противоправное поведение, алкоголизм, наркомания и др.;
5) определяющиепроблемность человека: кризисное состояние, аутичность и др.;
6) специфические (негативно направленные) жизненные обстоятельства: болезнь, миграция, влияния виктимогенной группы;
7) последствия природных катаклизм: землетрясения, наводнения, климатические аномалии и др.
Виктимологическая профилактика — организованная целенаправленная деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т. д.), направленная на выявление и устранение различных виктимологически значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений. Социально-педагогическая деятельность, помимо профилактических мер, предусматривает также помощь и поддержку лиц, ставших жертвами неблагоприятных факторов окружающей жизни.
С этой целью необходимо следующее:
а) выявление субъектной предрасположенности человека к виктимизации и определение перспектив преодоления или минимизации влияния субъектности;
поддержка лиц, группы подверженных виктимологическому воздействию, формирование у них виктимологической устойчивости
выявление лиц, виктимологической направленности воздействия на отдельную личность, группу;
б) выявление внешних виктимизирующихфакторов, влияющих на человека; изучение особенностей их влияния на личность (группу);
реализация социально-педагогической деятельности по нейтрализации влияния объективного фактора виктимизации человека.
Проблема социально-педагогическойвиктимизации человека сложная. Ее изучение позволяет искать наиболее оптимальные пути предупреждения и преодоления различных видов виктимизации человека (группы).
Трудная жизненная ситуация по отношению к человеку носит виктимный характер. Оказавшись в такой ситуации, человек нуждается в помощи государства, общества, специалиста. Наиболее уязвим в отношении трудной жизненной ситуации является ребенок. На него она особенно воздействует негативно, виктимно, оказывая влияние на адаптацию и социализацию растущего ребенка.
- 1. Социальная педагогика в системе наук о человек.
- 2. Социальная и общая педагогика. Их взаимосвязь и различия.
- 3. Основные функции сп.
- 4. Основные принципы сп.
- 5. Сущность и содержание понятия социального воспитания.
- 6. Социальное воспитание как часть процесса социализации.
- 7. Сущность и содержание процесса виктимизации личности.
- 8. Объктивные факторы процесса виктимизации.
- 9 Субъективные факторы процесса виктимизации.
- 10. Основные пути преодоления последствий объективных факторов виктимизации.
- 11. Личностно-ориентированный подход в сп.
- 12. Личностно-средовый подход в сп.
- 13. Личностно-деятельностный подход в сп.
- 14. Междисциплинарный подход в сп.
- 15. Проблемный подход в сп.
- 16. Информационный подход в сп.
- 17 Основные средовые факторы и их роль в воспитании личности.
- 18. Проблемное поле современных социально-педагогических исследований.
- 19. Сущность и содержание спд.
- 22. Современные проблемы молодежи и основные пути их решения.
- 23. Цели, содержание и принципы государственной молодежной политики.
- 24. Семья как социокультурная среда воспитания личности.
- 25. Основные функции семьи.
- 26. Основные факторы семейного воспитания.
- 27. Детский фактор семьи и его особенности.
- 28. Семейные взаимоотношения, их типы и роль в социальном воспитании.
- 29. Авторитет родителей, его виды и роль в социальном воспитании.
- 30. Типичные ошибки семейного воспитания.
- 31. Особенности сп помощи молодой семье.
- 32. Особенности сп работы с семьей среднего супружеского возраста.
- 33. Особенности сп работы с пожилой семьей.
- 34. Особенности сп работы с бездетной семьей.
- 35. Особенности сп работы с малодетной семьей.
- 36. Особенности сп работы с многодетной семьей.
- 37. Особенности сп работы со сложной семьей.
- 38. Особенности сп работы со смешанной семьей.
- 39. Особенности сп работы с внебрачной семьей.
- 40. Особенности сп работы с неполной семьей.
- 41. Особенности сп работы с дистантной семьей.
- 42. Особенности сп работы с социально-гетерогенной семьей.
- 43. Особенности сп работы с межнациональной семьей.
- 44. Особенности сп работы с неблагополучной семьей.